I. ТЕОРИЯ к занятию.
1. Типы субъектов (носителей авторского сознания) в лирическом произведении.
В субъектной сфере современной лирики различаются 1) герой ролевой
лирики, 2) лирический повествователь, 3) лирическое «я», 4) лирический герой.
Герой ролевой лирики – это тот субъект, которому принадлежит высказывание и который открыто выступает в качестве «другого», героя, близкого, как принято считать, к драматическому. Примеры: «Бородино» Лермонтова, «Поэт и толпа» Пушкина, «Крестьянские дети» Некрасова, «Не говори: меня он как и прежде любит…» Тютчева.
В стихотворениях с лирическим повествователем экспрессия выражается через внесубъектные формы авторского сознания: высказывание принадлежит третьему лицу, а субъект речи грамматически не выражен. Именно при такой форме высказывания создается наиболее полная иллюзия неразделенности говорящего на автора и героя, а сам автор растворяется в своем создании, как Бог в творении.
Природа – сфинкс. И тем она верней
Своим искусом губит человека,
Что, может статься, никакой от века
Загадки нет и не было у ней. (Ф.И. Тютчев)
В отличие от повествователя лирическое «я» имеет грамматически выраженное лицо, но при этом не является объектом для себя. На первом плане не он сам, а какое-то событие, обстоятельство, ситуация, явление:
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом. (Ф. Тютчев)
В подобных случаях личность существует как форма авторского сознания, в которой преломляются темы, но не существует в качестве самостоятельной темы.
В стихотворениях с лирическим героем сам лирический герой становится собственной темой. Парадокс лирического субъекта в данном случае заключается втом, что он совмещает в себе, казалось бы, несовместимое: он именно герой, изображенный субъект (образ), не совпадающий с автором, который смотрит на себя как на «другого», это двойник автора в литературе, даже если он говорит о себе в первом лице – «я»; он может превратиться в «ты», «он» – обобщенно-неопределенное лицо, состояние, не совпадающее со своим носителем.
О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей! (Ф. Тютчев)
Еще томлюсь тоской желаний,
Еще стремлюсь к тебе душой –
И в сумраке воспоминаний
Еще ловлю я образ твой… (Ф. Тютчев)
2. Пафос и мотив в лирике.
Пафосы (типы авторской эмоциональности): героика, трагизм, сатира, комизм, идиллика, элегизм, драматизм, ирония, возвышенное, сентиментальность, романтика, юмор, «нравоописательный» тип, интеллектуальность.
Мотив – любой элемент сюжета или фабулы (ситуация, коллизия, событие), взятый в аспекте повторяемости, то есть своего устойчивого, утвердившегося значения.
Существуют мотивы, характерные для того или иного рода литературного произведения.
Лирические мотивы, например, мгновения (в особенности – мгновенное озарение и новое видение мира). Жанровые мотивы в лирике, например, элегические: увядание, кратковременность и быстротечность жизни, приближение вечера или осени и т.д.
Примеры индивидуальных мотивов: свидание у Тургенева (выделено Чернышевским), испытание человека смертью у Толстого.
Мотив связан с темой. Тема – то событие или ситуация, а также конфликт, которые этим высказыванием изображаются, описываются и оцениваются. Сама тема, в сущности, представляет собой мотив, а именно: главный мотив, который может быть указан в названии произведения («Преступление и наказание», «Война и мир», «Гроза»).
Образ-мотив – это устойчиво повторяющаяся в творчестве какого-либо писателя тема, выраженная в различных аспектах с помощью варьирования наиболее значимых ее элементов («деревенская Русь» у С. Есенина, «Прекрасная Дама» у А. Блока).
II. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ стихотворений "Печальная берёза" А.А.Фета и "Белая берёза" С. Есенина.
Оба стихотворения имееют одну и туже тему: берёза зимой у окна героя.
В стихотворении Фета активный лирический герой ("у моего окна", "радостен для взгляда", "люблю", "я замечать", "и жаль мне"). Лирический герой наслаждается эстетическим любованием зимней берёзой, его состояние воспринимается контрастно по отношению к образу берёзы (эпитет-олицетворение "печальная"). Образ берёзы страдательный в этом стихотворении (не по своей воле , а "прихотью мороза разубрана она"). Белый цвет - это цвет савана, поэтому возникает этитет "траурный наряд". Красота ветвей берёзы подчёркнута одним сравнением "как гроздья винограда", этот эпитет подчёркивает аристократический характер образа берёзы. Не сама она нарядилась, а была "разубрана". Так сказывается в образной системе принадлежность автора - Афанасия Фета - к помещичьей среде. Устаревшая и высокая лексика ("разубрана", "ветвей", денницы" /утренней зари/) придают стихотворению торжественность стиля.
В стихотворении Есенина только обозначено лирическое "я" ("под моим окном") и в центре портрет одушевлённой берёзы. Автор восхищается этой красавицей, которая сама "принакрылась" (олицетворение) словно платком , о чём говорит метафора "распустились кисти", сравнение "белой бахромой". Есенин создаёт яркую праздничную картину за счёт богатой палитры цвета: белый, серебро, золотой и розовый (подразумевается, потому что утро). В стихотворении много олицетворений: тишина "сонная", заря "лениво" обходит кругом, "обсыпает". Природа у Есенина вся живая, активная.
Трёхстопный ямб Фета с перекрёстной рифмовкой замедляет чтение, передавая состояние созерцательности. Трёхстопный хорей у Есенина оживляет восприятие стиха, а нерифмованность первой и третьей строки в катрене сближает стихи Есенина с народной лирикой.
Стихотворения передают разность мироощущений авторов: взгляд на зимнюю берёзу из окна помещичьей усадьбы и из окна крестьянской избы. Стихотворение Фета нельзя назвать пейзажным, потому что на первом плане в нём стоят переживания лирического героя, его восприятие образа берёзы. А стихотворение Есенина - настоящий пример пейзажной лирики. Берёза именно благодаря творчеству Сергеея Есенина стала символом Руси. Это его образ-мотив.
III. Самостоятельный сопоставительный анализ стихотворений "Воробей" В.Степанова и "Осенняя песенка" Алексея Плещеева.
В. Степанов. ВОРОБЕЙ
Заглянула осень в сад -
Птицы улетели.
За окном с утра шуршат
Жёлтые метели.
Под ногами первый лёд
Крошится, ломается.
Воробей в саду вздохнёт,
А запеть –
Стесняется.
А.Плещеев. ОСЕННЯЯ ПЕСЕНКА
Миновало лето,
Осень наступила.
На полях и в рощах
Пусто и уныло.
Птички улетели,
Стали дни короче,
Солнышка не видно,
Темны, темны ночи.
Write a comment
Диана (Sunday, 11 December 2022 02:37)
Нужен сопоставиткльнвй анализ стихотворений узник Пушкин и выхожу один я на дорогу лермонтов