Фонетические средства выразительности: ассонанс, аллитерация, апокопа. Палиндром

ТЕКСТЫ для анализа (ищем повторяющиеся звуки и определяем их назначение).

 Например:

Ах, быстро молодость моя

    Звездой падучею мелькнула.

    Но ты, пора любви, минула

    Еще быстрее; только год

    Меня любила Мариула, —

    Однажды, близ Кагульских вод

    Мы чуждый табор повстречали. («Цыганы» Пушкина)

Ассонанс /у/ передаёт тоскливое настроение лирического героя. 

 

У наших ушки на макушке!

Чуть утро осветило пушки

И леса синие верхушки —

Французы тут как тут. (Михаил Лермонтов)

 

Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.

 

Ты теперь не так уж будешь биться,

Сердце, тронутое холодком,

И страна березового ситца

Не заманит шляться босиком.

 

Дух бродяжий! ты все реже, реже

Расшевеливаешь пламень уст

О, моя утраченная свежесть,

Буйство глаз и половодье чувств!

 

Я теперь скупее стал в желаньях,

Жизнь моя, иль ты приснилась мне?

Словно я весенней гулкой ранью

Проскакал на розовом коне.

 

Все мы, все мы в этом мире тленны,

Тихо льется с кленов листьев медь...

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришло процвесть и умереть. (Сергей Есенин)

 

В соседнем доме окна жолты.

По вечерам - по вечерам

Скрипят задумчивые болты,

Подходят люди к воротам.

 

И глухо заперты ворота,

А на стене - а на стене

Недвижный кто-то, черный кто-то

Людей считает в тишине.

 

Я слышу всё с моей вершины:

Он медным голосом зовет

Согнуть измученные спины

Внизу собравшийся народ.

 

Они войдут и разбредутся,

Навалят на спины кули.

И в желтых окнах засмеются,

Что этих нищих провели. («Фабрика» Александра Блока)

 

И шальной, шевелюру ероша,

В замешательстве смысл темня,

Ошарашит тебя нехорошей

Глупой сказкой своей про меня. (Борис Пастернак)

 

Вечер. Взморье. Вздохи ветра. 

Величавый возглас волн. 

Близко буря. В берег бьется 

Чуждый чарам черный челн.

 

Чуждый чистым чарам счастья, 

Челн томленья, челн тревог

Бросил берег, бьется с бурей, 

Ищет светлых снов чертог.

 

Мчится взморьем, мчится морем, 

Отдаваясь воле волн. 

Месяц матовый взирает, 

Месяц горькой грусти полн.

 

Умер вечер. Ночь чернеет. 

Ропщет море. Мрак растет. 

Челн томленья тьмой охвачен. 

Буря воет в бездне вод. («Чёлн томленья» Константина Бальмонта)

АПОКОПА:

Вот мельница вприсядку пляшет

И крыльями трещит и машет:

Лай, хохот, пенье, свист и хлоп,

Людская молвь и конский топ! («Евгений Онегин» Пушкина)

 

...Только видеть березь да цветь,

Да ракитник, кривой и безлистый...

...Мир осинам, что раскинув ветви,

Загляделись в розовую водь...

...Вспомнил я деревенское детство,

Вспомнил я деревенскую синь... (Сергей Есенин)

ПАЛИНДРОМ

А роза упала на лапу Азора (А.А. Фет)

Я иду с мечем, судия! (Г.Р. Державин)

Аргентина манит негра (авторство достоверно не установлено, иногда приписывается М.А. Булгакову)

Муза! Ранясь шилом опыта, ты помолишься на разум (Д.Е. Авалиани, являющийся основоположником русского палиндрома)

Практическое задание: Изобразить в тексте завывание ветра, цокот копыт или ширь степи.

Write a comment

Comments: 0