Риторический вопрос. Риторическое восклицание. Риторическое обращение

Риторический вопрос. Риторическое восклицание. Риторическое обращение

1. Установите соответствие примеров понятиям:

• «А судьи кто?» (А.С. Грибоедов, «Горе от ума»)

• «Куда ты скачешь, гордый конь, / И где опустишь ты копыта?» (А.С. Пушкин. «Медный всадник»)

• «И какой же русский не любит быстрой езды?» (Н.В. Гоголь. «Мертвые души»)

• Взмах! Взлёт! Челнок, снуй! Вал, вертись вкруг!

Привод, вихрь дли! Не опоздай! (В.Я. Брюсов)

• Да, так любить, как любит наша кровь,

Никто из вас давно не любит! (А. Блок)

• А вы, надменные потомки

Известной подлостью прославленных отцов… (М. Лермонтов)

2. Установите соответствие определений понятиям:

 

РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС

восклицательная интонация не вытекает из смысла слова или фразы, а произвольно ей придаётся, выражая тем самым отношение к данному явлению

 

РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ

употребление грамматической формы и интонации вопроса в случаях, которые, по существу, её не требуют

 

РИТОРИЧЕСКОЕ ВОСКЛИЦАНИЕ

условное обращение к предметам, к которым, в сущности, обращаться нельзя

3. Как данные фигуры речи соотнесены с публицистическим стилем? 

4. С какой целью эти фигуры употребляются в ситуациях общения героев или диалоге автора с читателем?

5. Тексты для комплексного анализа средств выразительности:

  • Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И всё, что мы делаем доброго, прибавляет силу ему. Но всякое дерево имеет корни. Без корней его повалил бы даже несильный ветер. Корни питают дерево, связывают его с землёй. Корни – это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история. Это наши деды и прадеды. Это их дела, молчаливо живущие рядом с нами, в степных каменных бабах, в резных  наличниках, в деревянных игрушках и диковинных храмах, в удивительных песнях и сказках. Это славные имена полководцев, поэтов и борцов за народное дело…
  • Человеку важно знать свои корни – отдельному человеку, семье, народу – тогда и воздух, которым мы дышим, будет целебен и вкусен. Дороже будет взрастившая нас земля и легче  будет почувствовать назначение и смысл человеческой жизни. Давайте же будем помнить об этих корнях! (В. Песков.)
  • Дадим мир планете Земля!

Мир – это твёрдая уверенность отцов и матерей, что их дети вырастут здоровыми и счастливыми.

Мир – это поля, покрытые не чёрным пеплом, а золотом спелых колосьев.

Мир – это смех детей и молчание пушек. Пушки мы оставим только для праздничных салютов.

(А. Лиханов.)

  • Есть только две формы жизни: гниение и горение. Трусливые и жадные изберут первую, мужественные и щедрые – вторую; каждому, кто любит красоту, ясно, где величественное.      (М. Горький.)
  • Что может быть ближе и дороже нам, чем родной язык?! Слово «родной» – волшебное слово. Оно согревает своим теплом всё, к чему прикладывается: родная страна, родной дом, родная мать, родной язык. (Л.В. Щерба.)

6. Замените повествовательные предложения риторическим вопросом: 

• Мы не можем не гордиться тем, что путь к звёздам открыла наша страна.

• Каждый любовался многоцветной радугой салюта. 

Творческое задание: написать эссе с риторическим вопросом и риторическим обращением.

Write a comment

Comments: 0