Умолчание, эллипсис, парцелляция

УМОЛЧАНИЕ - невысказанность, недоговоренность. Намеренный обрыв высказывания, передающий взволнованность речи и предполагающий, что читатель догадается о высказанном.

Я не люблю, о Русь, твоей несмелой

Тысячелетней рабской нищеты.

Но этот крест, но этот ковшик белый…

Смиренные, родимые черты!

 И. А. Бунин

Хотя страшился он сказать,

Нетрудно было б отгадать,

Когда б… но сердце, чем моложе,

Тем боязливее, тем строже…

М. Ю. Лермонтов

Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,

И всё – равно, и всё – едино.

Но если на дороге – куст

Встаёт, особенно – рябина… 

М.И. Цветаева

 

ЭЛЛИПСИС (греч. elleipsis - выпадение, опущение)  -  фигура поэтического синтаксиса, основанная на пропуске одного из членов предложения, легко восстанавливаемого по смыслу (чаще всего сказуемого). Этим достигается динамичность и сжатость речи, передается напряженная смена действия. Эллипсис — один из видов умолчания. В художественной речи передаёт взволнованность говорящего или напряженность действия:

Мы села — в пепел, грады — в прах,

В мечи — серпы и плуги.

В. Жуко

День в тёмную ночь влюблён,

В зиму весна влюблена,

Жизнь – в смерть…

А ты?... Ты в меня!

 Г. Гейне

 

ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ - экспрессивный синтаксический прием интонационного деления предложения на самостоятельные отрезки, графически выделенные как самостоятельные предложения. Примеры:

• «И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь» (П. Г. Антокольский). 

• «Как обходительна! Добра! Мила! Проста!» (Грибоедов).  

• «Митрофанов усмехнулся, помешал кофе. Сощурился». (Н. Ильина). 

• «С девушкой он скоро поссорился. И вот из-за чего». (Г. Успенский).

 

Практическое задание. Диалог с умолчанием и вкраплениями парцелляции.

 

Для анализа фигур и синтаксических средств:

 

1. Но между нами – океан, и весь твой лондонский туман, и розы свадебного пира, и доблестный британский лев, и пятой заповеди гнев.

2. Усердный в бригаде – клад, ленивый – тяжёлая обуза.

3. Нет, я хотел… быть может, вы… я думал, что уж барону время умереть.

4. Здесь – овраги, дальше – степи, ещё дальше – пустыня.

5. Но горы близко.

И снег на них. Мы время проведем

У печки. В Имеретии. Зимою.

Как в Переделкино, как под Москвою. (В. Инбер)

6. А этот? Этот мне принес Тибо —

Где было взять ему, ленивцу, плуту?

Украл, конечно, или, может быть,

Там на большой дороге, ночью, в роще...(А.С. Пушкин)

7. Я за свечку, свечка - в печку! Я за книжку, та - бежать и вприпрыжку под кровать! (Чуковский)

8. Кто-нибудь всегда смотрит из-за твоего плеча, как ты пишешь. Мать. Учитель. Шекспир. Бог. (М.Эмис)

9. Брожу ли я вдоль улиц шумных,

Вхожу ль во многолюдный храм,

Сижу ль меж юношей безумных,

Я предаюсь моим мечтам… (А.С.Пушкин)

10. Шепот, робкое дыханье.

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья.

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря!..(А.А. Фет)

Write a comment

Comments: 0