Градация. Инверсия

ГРАДАЦИЯ — расположение ряда выражений, относящихся к одному предмету, в последовательном порядке повышающейся (климакс) или понижающейся (антиклимакс) смысловой или эмоциональной значимости членов ряда. 

• «Вы должны были бы... испустить ручьи... что я говорю! — реки, озера, моря, океаны слез» (Достоевский).

• «Все грани чувств, все грани правды стёрты в мирах, в годах, в часах» (А. Белый).

• «Они подумают, что я зол, что я жесток, что я тебя бросил, что я тебя бью, что я тебя 

• калечу» (Дюмарсе). 

• «В сенат подам, к министрам, к государю!» (Грибоедов).

• «Всякий велик на своем месте: инженер, мастер, чернорабочий». 

• «...приговорить к высшей мере наказания; но, принимая во внимание безупречное прошлое, заменить десятью годами; принимая во внимание чистосердечное раскаяние, сократить срок наполовину; применяя амнистию, приговор считать условным» (журн. «Заноза»).

 

1. Вспомните сказки и былины, в которых градация является принципом построения сюжета.

2. Какой автор использовал в своей сказке для детей графическую градацию?

3. Выявите градацию в тексте:

Я пришел к тебе с приветом,

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало;

 

Рассказать, что лес проснулся,

Весь проснулся, веткой каждой,

Каждой птицей встрепенулся

И весенней полон жаждой;

 

Рассказать, что с той же страстью,

Как вчера, пришел я снова,

Что душа все так же счастью

И тебе служить готова;

 

Рассказать, что отовсюду

На меня весельем веет,

Что не знаю сам, что буду

Петь — но только песня зреет. (Афанасий Фет)

4. Создайте свой текст с градацией восходящей или нисходящей.

 

ИНВЕРСИЯ (лат. перестановка) – расположение слов и частей предложения в ином порядке, чем установлено обычными правилами. Для подчёркнутого выражения определённой мысли и усиления образности слова «сдвигаются» с их обычных мест.

Лингвистический эксперимент: расположите слова в стихах А.С. Пушкина в обычном порядке.

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

К нему не зарастёт народная тропа,

Вознёсся выше он главою непокорной

Александрийского столпа. (Подчёркнуты акценты, расставленные автором.)

Write a comment

Comments: 0