Антитеза и оксюморон

Антите́за, антите́зис (от др.-греч. ἀντίθεσις «противопоставление») —стилистическая фигура контраста в художественной речи, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом.

Средства реализации антитезы:

Антонимы (гр. anti — против + onyma — имя) — это слова, различные по звучанию, имеющие прямо противоположные значения: правда — ложь, добрый — злой, говорить — молчать.

• В современной лингвистике иногда говорят о контекстуальных антонимах, т.е. словах, противопоставленных в определенном контексте, например: «Волки и овцы». Полярность значений таких слов не закреплена в языке, их противопоставление носит индивидуально-авторский характер. Писатель может выявить противоположные качества у различных понятий и на этом основании противопоставить их в речи: не мать, а дочь; солнечный свет — лунный свет; один год — вся жизнь. Однако слова, называющие подобные понятия, не являются антонимами, так как их противопоставление не воспроизводится в языке.

Противопоставительные союзы, интонация (паузы; запятые и тире).

Виды антитезы

Словесная антитеза - в одном предложении или же в поэтической фразе соединяются некоторые словосочетания или слова с противоположной эмоциональной окраской или значением. 

Образная антитеза - контраст, который имеется между двумя различными образами. Это могут быть персонажи произведения. Примеры антитезы из художественной литературы многочисленны: это Ленский и Онегин, Молчалин и Чацкий, Степан Калашников и Кирибеевич, Павел Петрович и Базаров, Наполеон и Кутузов и др. Также образная антитеза может относиться к изображению деревни и города (например, в стихотворении А.С. Пушкина "Деревня"), кроме того, к дисгармонии души героя и вселенской гармонии (Лермонтов, "Выхожу один я на дорогу"), изображению вольной природы и монастыря-"темницы" (Лермонтов, "Мцыри").

Композиционная антитеза - противопоставление различных эпизодов и сюжетных линий, сцен в драматургии и эпосе, строф и фрагментов в лирических стихотворениях. В романе Пушкина «Евгений Онегин» в третьей и четвертой главах противопоставляются несостоявшиеся взаимоотношения Онегина и Татьяны "счастливой любви" Ленского и Ольги. В романе Ивана Сергеевича Тургенева "Отцы и дети" антитеза двух конфликтов (любовного и идеологического) позволяет нам понять истинный смысл взглядов и убеждений нигилиста Евгения Базарова, а также основную причину, по которой их постигло крушение. Уже самые заглавия многих драм и романов указывают на антитетическую их структуру: «Коварство и любовь», «Война и мир», «Преступление и наказание».

Задание 1. Выявите антитезу в текстах.

1)         Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лед и пламень

Не столь различны меж собой. (Пушкин)

2)         А ночью слышать буду я

Не голос яркий соловья,

Не шум глухой лесов,

А крик товарищей моих,

Да брань смотрителей ночных,

Да визг, да звон оков. (Пушкин)

3)         Долго-ль мне гулять на свете,

То в коляске, то верхом,

То в кибитке, то в карете,

То в телеге, то пешком? (Пушкин)

5)         Я связь миров, повсюду сущих,

Я крайня степень вещества;

Я средоточие живущих,

Черта начальна божества;

Я телом в прахе истлеваю,

Умом громам повелеваю,

Я царь — я раб — я червь — я бог!

Но, будучи я столь чудесен,

Отколе происшел? — безвестен;

А сам собой я быть не мог.

Твое созданье я, создатель!

Твоей премудрости я тварь,

Источник жизни, благ податель,

Душа души моей и царь!

Твоей то правде нужно было,

Чтоб смертну бездну преходило

Мое бессмертно бытие;

Чтоб дух мой в смертность облачился

И чтоб чрез смерть я возвратился,

Отец! — в бессмертие твое. (Державин)

6)         Клянусь я первым днем творенья,

Клянусь его последним днем,

Клянусь позором преступленья

И вечной правды торжеством.

Клянусь паденья горькой мукой,

Победы краткою мечтой;

Клянусь свиданием с тобой

И вновь грозящею разлукой.

Клянуся сонмищем  духов,

Судьбоюбратий мне подвластных,

Мечами ангелов бесстрастных.

Моих недремлющих врагов;

Клянуся небом я и адом,

Земной святыней и тобой,

Клянусь твоим последним взглядом,

Твоею первою слезой,

Незлобных уст твоих дыханьем,

Волною шелковых кудрей,

Клянусь блаженством и страданьем.

Клянусь любовию моей…

 

 (Лермонтов)

7)         Быть или не быть, вот в чем вопрос. Достойно ль

Смиряться под ударами судьбы,

Иль надо оказать сопротивленье

И в смертной схватке с целым морем бед

Покончить с ними?

(Шекспир, пер. Б. Пастернака)

8)         И мира нет — и нет нигде врагов;

Страшусь — надеюсь, стыну и пылаю;

В пыли влачусь — и в небесах витаю;

Всем в мире чужд — и мир обнять готов.

 

У ней в плену неволи я не знаю;

Мной не хотят владеть, а гнёт суров;

Амур не губит и не рвёт оков;

И жизни нет конца и мукам — краю.

 

Я зряч — без глаз; нем — вопли испускаю;

И жажду гибели — спасти молю;

Себе постыл — и всех других люблю;

Страданьем — жив; со смехом я — рыдаю;

 

И смерть и жизнь — с тоскою прокляты;

И этому виной, о донна, — ты!

(Петрарка, пер. Ю.Верховского)

9)         Ты богат, я очень беден;

Ты прозаик, я поэт… (Пушкин)

Оксюморон (с греч. «остроумно-глупое») – соединение противоположных по смыслу слов, образно раскрывающих противоречивую сущность обозначаемого. Оксюморон представляет расположенные рядом два понятия, где одно из них определяет другое. Они взаимно отталкиваются, противоречат и логически исключают друг друга: «низкий небоскреб», «невыносимая прелесть», «неудержимый тихоня», «очередь в ад». Если в сочетании двух компонентов сразу нет двух разнотипных значений: эмоционального и предметно-логического, то это оказывается логической ошибкой, а не реализацией художественной цели. Его главной функцией является выражение отношения к событию. 

Предумышленное создание внутреннего противоречия рождает оксюморон. Сочетание «белоснежная ворона» является катахрезой — стилистической ошибкой, так как в нем нет противоречия. В отличие от катахрезы оксюморон парадоксален. Через него пробуют отыскать решение, совмещая «умное сглуповатым», создавая «намеренную случайность» либо перемещаясь «вспять в будущее».

А где это лучше всего использовать? Ну, конечно же, там, где требуется буквально несколькими словами привлечь внимание. Поэтому оксюмороны очень часто встречаются в названиях книг (примеры — «живой труп», «горячий лед», «честный вор», «красноречивое молчание», «оптимистическая трагедия», «конец вечности»), названиях фильмов (яркие примеры — «правдивая ложь», «обыкновенное чудо», «старый новый год», «назад в будущее», «завтра была война»), в рекламных слоганах, стихах.

Практическое задание. Написать стихотворный или прозаической текст с антитезой или психологическую зарисовку с оксюмороном.

Write a comment

Comments: 0