Рождение Иронии

У отца Юмора и матери Сатиры родился иронёнок. Надо сказать, с родителями ему не крупно повезло. Отец бы шутом по жизни, вечно балагурил и каламбурил, простецки хлопал по плечу или колену своих собеседников, травя анекдоты с длинной седой бородой. А мать обожала за каждого встречного-поперечного хвататься и корнать его острыми ножиками и ножницами до степени нелепого обрубка. Другим её развлечением было облить ушатом ледяной воды кого-то удостоенного её вниманием, а потом в жаровне хорошо прожарить. Отбивная с кровью для неё тоже были ничего себе, а кости промывались и шли в ход как зубочистки.

Отец Юмор был головой светлой, хотя и любил дурачком прикидываться. Сатиру он покорил своим беззлобным зубоскальством. Как известно, противоположности притягиваются, и Сатира немного расслаблялась и прекращала на время лютовать, уступая сцену мужу. А может, у неё и расчёт такой был: умиротворённые Юмором потенциальные жертвы не успеют сделать ноги, если она поблизости от Юмора будет околачиваться. И вот они, голубчики, - хоть заглатывай их целиком, хоть из пушек пали в упор.

Как только иронёнок родился и уставился на своих расчудесных родителей, отец  пошутил: «Мы ему понравились!» А мать придирчиво осмотрела новое чудо в перьях на предмет деталей, которые можно общипать. Но иронёнок был еще до неприличия голый, бесполый и аморфный, и с него нечего было взять.

 

Иронёнок рос-подрастал и оставался немым, как рыба. Каждый день давал ему неудобоваримую пищу для размышлений. Дитя контрастов наблюдало, даже и не пытаясь обезьянничать, хотя обеспокоенные родители ежедневно предоставляли море образцов для подражания.

И вдруг в один прекрасный или пречёрный день любящие родители заметили в иронёнке какое-то необычное оживление. Вся поверхность его посерела  и сморщилась, пытливые глазёнки провалились, и – та-дам! – кукольную  оболочку прорвали руки. Из кокона вышла Ирония. В смокинге, белых перчатках и на каблуках-шпильках.  И первыми её словами были:

- Многоуважаемые родители! Молоко у меня на губах обсохло. Благодарю за бесполезные уроки жизни, ваши титанические усилия не пропали втуне. У меня своя стезя, с вами не пересечёмся. 

- Вот язва, вся в меня! – с гордостью проворчала Сатира.

- Что ты, дорогая! Хромосомы моего остроумия взыграли! Далеко пойдёт! – рассмеялся довольный Юмор.

- Пойду, найду предмет для препарирования, - деловито сказала Ирония, доставая из кармана английские иголки. До следующего превращения-линьки в Сарказм ей нужно будет много упражняться. Благо, неутомимость у неё в крови… (Саня Ефремова)

 

Слововарение (словарь по-русски)

Юмор – спец по изображению героев в смешном виде. Настроение весёлое, добродушное. Смеётся над недостатками, не обижая.

Сатира – разоблачает своих жертв, снимая позлащённые одежды. Беспощадна. Грозно казнит несовершенство, обрубая всё мешающее на пути к идеалу (приёмы – гипербола и гротеск).

Ирония – дама воспитанная, искусно стелет, да жёстко спать. С острым глазом. Мастерица тонкого шитья по явному телу апломба.Скажет «белое» так, что никто не усомнится – это чёрное (антифраза).

Сарказм – зубастая ирония, с ненавистью или презрением терзающая суть предмета. Точно целится и резко бьёт.

 

Под какой личиной скрыты? (Юмор, Сатира, Ирония, Сарказм)

1. Молчалин! – Кто другой так мирно все уладит!

Там моську вовремя погладит,

Тут в пору карточку вотрет.. . 

(А. С. Грибоедов, "Горе от ума").

2. По выходе отца своего, она долго еще принаряживалась и жеманилась перед небольшим в оловянных рамках зеркалом и не могла налюбоваться собою. «Что людям вздумалось расславлять, будто я хороша? — говорила она, как бы рассеянно, для того только, чтобы об чем-нибудь поболтать с собою. — Лгут люди, я совсем не хороша». Но мелькнувшее в зеркале свежее живое в детской юности лицо с блестящими черными очами и невыразимо приятной усмешкой, прожигавшей душу, вдруг доказало противное. «Разве черные брови и очи мои, — продолжала красавица, не выпуская зеркала, — так хороши, что уже равных им нет и на свете. Что тут хорошего в этом вздернутом кверху носе? и в щеках? и в губах? будто хороши мои черные косы? Ух! Их можно испугаться вечером: они, как длинные змеи, перевились и обвились вокруг моей головы. Я вижу теперь, что я совсем не хороша! — и, отдвигая несколько подалее от себя зеркало, вскрикнула: Нет, хороша я! Ах, как хороша! Чудо! Какую радость принесу я тому, кого буду женою! Как будет любоваться мною мой муж! Он не вспомнит себя. Он зацелует меня насмерть!» (Н.В.Гоголь)

3. Чичиков отзывается о полицеймейстере следующим образом: «Какой начитанный человек! Мы у него проиграли в вист… до самых поздних петухов». («Мёртвые души» Гоголя)

4. «Оне на двух заседаниях сразу,

В день

Заседаний на двадцать

Надо поспеть нам.

Поневоле приходится раздвояться.

До пояса здесь,

А остальное

Там».(«Прозаседавшиеся» Маяковского)

 

Задание: дописать сказку об Иронии. Её упражнения.

Write a comment

Comments: 0