Литота как противоположность гиперболе и не только

Какое образное средство повторяется в данных отрывках?

• Иван Иванович несколько боязливого характера. У Ивана Никифоровича, напротив того. Шаровары в таких широких складках, что если бы раздуть их, то в них можно было бы поместить весь двор с амбарами и строениями (Н.В. Гоголь).

• Запорожец, как лев, растянулся на дороге. Закинутый гордо чуб его захватывал на пол-аршина земли (Н.В. Гоголь).

• Но я люблю - за что не знаю сам –

Её степей холодное молчанье,

Её лесов безбрежных колыханье,

Разливы рек, подобные морям… (М.Ю. Лермонтов)

• В сто сорок солнц закат пылал! (В. Маяковский)

• Мою любовь, широкую, как море, 

вместить не могут жизни берега. (А. Толстой)

ЛИТОТА (греч. litotes — простота) - троп, противоположный гиперболе; образное выражение, оборот, в котором содержится художественное преуменьшение величины, силы, значения изображаемого предмета или явления. Литота есть в народных сказках: "мальчик с пальчик", "избушка на курьих ножках", "мужичок с ноготок". Второе название литоты – мейосис. 

«Такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить». 

(Н. Гоголь)

Приёмы создания литоты в русском языке:

1. Создание уменьшительно-ласкательных форм слов. Например, «покемончик», «колобочек» и т.д.

2. Двойное отрицание или присоединение отрицания к словам, уже имеющим «отрицательную» окраску. Например, «неплохой», «не без умысла».

3. Смещение отрицания в модальную часть предложения. Например, «я не считаю, что это правильный выбор».

4. Специальное преуменьшение размеров или «обратная гипербола». Например, «в нескольких шагах отсюда».

Мой Лизочек так уж мал, так уж мал,

Что из крыльев комаришки

Сделал две себе манишки,

И в крахмал, и в крахмал!

 

Мой Лизочек так уж мал, так уж мал,

Что из грецкого ореха

Сделал стул, чтоб слушать эхо,

И кричал, и кричал!

 

Мой Лизочек так уж мал, так уж мал,

Что из скорлупы яичной

Фаэтон себе отличный

Заказал, заказал!

 

Мой Лизочек так уж мал, так уж мал,

Что из скорлупы рачонка

Сшил четыре башмачонка,

И на бал, и на бал!  (Отрывок из стихотворения А. Плещеева "Мой Лизочек")

Задание: используйте литоту как композиционный приём и напишите стихотворение или сказку о ком-то или чём-то маленьком.

Write a comment

Comments: 0