1. В начале занятия делаем характеристику художественного стиля речи, работая с таблицей по плану:
1) Сфера применения (литературные произведения).
2) Задачи речи:
- Нарисовать живую картину, изобразить то, о чём рассказывается.
- Передать читателю чувства (эмоции), которые испытывает автор.
3) Стилевые черты.
Высказывание обычно бывает:
- конкретным (описывается именно эта берёза, а не берёза вообще);
- образным (выразительным);
- эмоциональным.
4) Языковые средства.
- Конкретные слова: не птицы, а грачи, ласточки, синицы; не сказал, а напомнил, предупредил, посоветовал.
- Слова в переносном значении: море огней, спит земля.
- Эмоционально-оценочные слова: а) с уменьшительно-ласкательными суффиксами: берёзка, ключик, звёздочка, серенький; б) с суффиксом –оват- (–еват-): сладковатый, синеватый.
- Глаголы совершенного вида с приставкой за- со значением начала действия (зацвёл сад).
Глаголы настоящего времени вместо прошедшего (Ходил я за грибами; вдруг вижу…).
- Предложения вопросительные, побудительные.
- Предложения восклицательные.
- Предложения с однородными членами.
- Сложные предложения с разнообразными видами связи.
2. Понятие о средствах выразительности и их классификация.
Средства выразительности придают речи яркость, усиливают её эмоциональное воздействие, привлекают внимание читателя и слушателя к высказыванию. Средства речевой выразительности многообразны.
Выделяются фонетические (звуковые), лексические (связанные со словом – лексемой), фразеологические (фразеологизмы), синтаксические (связанные со словосочетанием и предложением) изобразительные средства, тропы и стилистические фигуры. Они используются в разных сферах общения: художественной, публицистической, разговорной и даже научной речи. Наиболее беден ими официально-деловой стиль речи. Особую роль играют средства выразительности в художественной речи. Средства художественной выразительности помогают автору создать художественный образ, а читателю войти в мир художественного произведения, раскрыть авторский замысел.
ТРОПЫ (греч. tropos — поворот, оборот речи) - слова или обороты речи в переносном, иносказательном значении. Тропы - важный элемент художественного мышления. Виды тропов: метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, литота и др.
СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ - обороты речи, применяемые для усиления экспрессивности (выразительности) высказывания: анафора, эпифора, эллипс, антитеза, параллелизм, градация, инверсия и др.
3. Демонстрация образной системы литературного текста на образцах.
Она (Наташа) стояла опустив свои тоненькие руки, и с мерно поднимающейся, чуть определенной грудью, сдерживая дыхание, блестящими испуганными глазами глядела перед собой, с выражением готовности на величайшую радость и на величайшее горе. Ее не занимали ни государь, ни все важные лица, на которых указывала Перонская, – у ней была одна мысль: «Неужели так никто не подойдет ко мне, неужели я не буду танцевать между первыми, неужели меня не заметят все эти мужчины, которые теперь, кажется, и не видят меня, а ежели смотрят на меня, то смотрят с таким выражением, как будто говорят: „А! это не она, так и нечего смотреть!“ Нет, это не может быть! – думала она. – Они должны же знать, как мне хочется танцевать, как я отлично танцую и как им весело будет танцевать со мною». (Из "Войны и мира" Толстого.)
(Источник: http://www.literaturus.ru/2016/01/pervyj-bal-natashi-rostovoj-vojna-i-mir-chitat-jepizod.html)
Комментарий: Ряд эпитетов первого предложения создаёт образ юной и очень эмоциональной особы. Антитеза в конце первого предложения показывает импульсивность натуры Наташи, мгновенно реагирующей на изменение ситуации вокруг неё, бросающейся в крайности. Эвфемизм "важные лица" заменяет перечисление этих бесчисленных знатных гостей, усиливая значение безразличия героини к ним. Повтор "неужели" и "как" демонстрируют высокую степень экзальтированности, эмоционального возбуждения. Рефрен слов превращает мысли Наташи в заклинание, направленное на окружающих мужчин. Длинное сложное предложение в прямой речи передаёт тягостность внутреннего состояния героини, мучительность затянувшегося ожидания человека, привыкшего к активному, очень подвижному образу действий, жизни.
Вся в снегу, кудрявом, благовонном,
Вся-то ты гудишь блаженным звоном
Пчел и ос, завистливых и злых...
Старишься, подруга дорогая?
Не беда. Вот будет ли такая
Молодая старость у других! ("Старая яблоня" И.Бунина.)
(Источник: http://bunin.niv.ru/bunin/stihi/609.htm)
Комментарий: Метафора и метафорические эпитеты дают зрительное описание образа яблони. Метонимия "гудишь" передаёт силу жизни в яблоне. Олицетворения "завистливых и злых" выступают в тексте антитезой к метафорическому эпитету "блаженным", подчёркивая несуетную погружённость яблони в процесс бытия. Олицетворения "старишься, подруга" сближают образ лирического героя с яблоней по мировосприятию, отношению к жизни. Оксюморон "молодая старость" выражает восхищение лирического героя.
Домашнее задание. Проанализировать по образцам систему образов в любимом стихотворении (пейзаж или психологический портрет).