Тропы. Сравнение

Сравнение – образное выражение, в котором один предмет (явление, признак) сопоставляется с другим, обладающим каким-нибудь свойством в большей мере.

Структура сравнения

на примере:  Лицо белое, как снег

ПРЕДМЕТ

то, что сравнивается

лицо

ОБРАЗ

то, что с чем-то сравнивается

снег

ПРИЗНАК

то, на основании чего одно сравнивается с другим

белое (белизна)

Виды сравнения

Союзное (как, точно, словно, будто, как бы, как будто)

Везде, по всей усадьбе, словно в муравейнике, с утра до ночи копошились люди. (М.Е. Салтыков-Щедрин)

Развёрнутое

Как хозяин прядильной мастерской, посадив работников по местам, прохаживается по заведению, замечая неподвижность или непривычный, скрипящий, слишком громкий звук веретена, торопливо идёт, сдерживает или пускает его в надлежащий ход, - так и Анна Павловна, прохаживаясь по гостиной. Подходила к замолкнувшему или слишком много говорившему кружку и одним словом или перемещением опять заводила равномерную, приличную разговорную машину. (Л.Н.Толстой)

Бессоюзные

- Пошла ты, баба! – закричали ей тут же бороды заступом, лопатой и клином. (Н.В. Гоголь)

Вперёд, мечта, мой верный вол!

Неволей, если не охотой!

Я близ тебя, мой кнут тяжёл,

Я сам тружусь, и ты работай! (В.Я. Брюсов)

Отрицательное

Не сияет на небе солнце красное,

Не любуются им тучки синие,

То за трапезой сидит во златом венце,

Сидит грозный царь Иван Васильевич. (М.Ю. Лермонтов)

Практическая работа. Сочиняем свои примеры по видам сравнений.

Домашнее задание.

Текст-описание осени. Написать ассоциативное эссе (или четверостишие) о рябине  в пришкольном сквере, используя кроме союзных бессоюзные сравнения.