Практикум верлибра

1. Верлибры Серебряного века

Александр Блок. Два верлибра были написаны 6 февраля 1908 года. В тот день, который можно назвать звездным днем русского верлибра, к поэту пришли две гостьи – Елизавета Пиленко и Наталья Волохова. Обеим, влюбленным в него девушкам, Блок посвятил по одному стихотворению. 

Когда вы стоите на моем пути,

Такая живая, такая красивая,

Но такая измученная,

Говорите все о печальном,

Думаете о смерти,

Никого не любите

и презираете свою красоту -

Что же? Разве я обижу вас?

О, нет! Ведь я не насильник,

Не обманщик и не гордец,

Хотя много знаю,

Слишком много думаю с детства

и слишком занят собой.

Ведь я - сочинитель,

Человек, называющий все по имени,

Отнимающий аромат у живого цветка.

Сколько ни говорите о печальном,

Сколько ни размышляйте о концах и началах,

Все же, я смею думать,

Что вам только пятнадцать лет.

и потому я хотел бы,

Чтобы вы влюбились в простого человека,

Который любит землю и небо

Больше, чем рифмованные и нерифмованные речи о земле и о небе.

Право, я буду рад за вас,

Так как - только влюбленный

Имеет право на звание человека.

Она пришла с мороза,

 Раскрасневшаяся,

Наполнила комнату

 Ароматом воздуха и духов,

Звонким голосом

 И совсем неуважительной к занятиям

Болтовней. 

Она немедленно уронила на пол

Толстый том художественного журнала,

 И сейчас же стало казаться,

Что в моей большой комнате

 Очень мало места. 

Все это было немножко досадно

 И довольно нелепо.

Впрочем, она захотела,

Чтобы я читал ей вслух "Макбета". 

Едва дойдя до пузырей земли,

О которых я не могу говорить без волнения,

Я заметил, что она тоже волнуется

И внимательно смотрит в окно. 

Оказалось, что большой пестрый кот

С трудом лепится по краю крыши,

Подстерегая целующихся голубей. 

Я рассердился больше всего на то,

Что целовались не мы, а голуби,

И что прошли времена Паоло и Франчески.

Верлибры Даниила Хармса – часто  эксцентричные, парадоксальные, вызывающие улыбку. Порой они взлетают до вершин трагичности.

Так начинается голод:

с утра просыпаешься бодрым,

потом начинается слабость,

потом начинается скука,

потом наступает потеря

быстрого разума силы,

потом наступает спокойствие.

А потом начинается ужас.

Велимир Хлебников

Из мешка

На пол рассыпались вещи.

И я думаю,

Что мир -

Только усмешка,

Что теплится

На устах повешенного.

Боль от несовершенства мира и любовь к человечеству – главные мотивы поэзии Велимира Хлебникова.

Я не знаю, Земля кружится или нет,

Это зависит, уложится ли в строчку слово.

Я не знаю, были ли моими бабушкой и дедом

Обезьяны, так как я не знаю, хочется ли мне сладкого или кислого.

Но я знаю, что я хочу кипеть и хочу, чтобы солнце

И жилу моей руки соединила общая дрожь.

Но я хочу, чтобы луч звезды целовал луч моего глаза,

Как олень оленя (о, их прекрасные глаза!).

Но я хочу верить, что есть что-то, что остается,

Когда косу любимой девушки заменить, например, временем.

Я хочу вынести за скобки общего множителя, соединяющего меня,

Солнце, небо, жемчужную пыль.

2. Современные верлибры

Ксения Некрасова

Встретила я 

куст сирени в саду 

Как угодно 

он рос из земли 

и как голых детей 

поднимал он цветы 

в честь здоровья людей 

и дождей  

и любви

Павел Принцовский

Все что есть

М.

ты уверяешь себя

это не маяк моргает на горизонте

 

а месяц подобно маяку рассекает воздух

молочными руками путь указывая

 

волны пощечинами направляют твою лодку

и ты понимаешь вода закончив себя

 

подобно детству будет звать тебя обратно

высекая в памяти карту жизни

 

ты день истощила с ночью как с другом

ты играешь с ней в города

 

ты слышишь как под водой проплывает время

и клетку связала для него

 

ты видишь как над водой проплывают звезды

и глаза свои им отдаёшь

 

ты уверяешь себя

вода заканчивается не у берега

 

ты уверяешь себя

маяк повернулся второй стороной месяца

 

ты уверяешь себя

все что есть умещается в одно море

3. Пишем верлибр сами. Емко и образно.

Я 

Я выставило ножку

и якало:

"Мы - Солнце,

мы достойны самого-самого!" (Саня Ефремова)

Галочка

Галочка

в смятении

металась над строчками

в поисках

надёжного гнёздышка.

Решилась.

Угнездилась.

На беду,

на муки вырождения,

на полосу неудач

длиною в срок,

когда минута кажется вечностью,

когда сны говорят,

что могло быть иначе... (Саня Ефремова)

Write a comment

Comments: 0