1. Сначала азбука верлибра как жанра.
Верлибр - это форма стихосложения, для которой характерна свобода от таких, обязательных для классических типов стихосложения, признаков, как: ритм, метр, рифма, строфика. Собственно и само слово "верлибр" говорит о свободе – в переводе с французского verslibre дословно означает "свободный стих".
Термин верлибр ввел Ричард Олдингтон в 1915 году. В 20 веке стал основным методом стихосложения западной, особенно англоязычной, поэзии.
Какими преимуществами обладает верлибр? В отличие от классического - метрического и рифмованного стиха, стих свободный позволяет автору сосредоточиться только на тех идеях, мыслях, чувствах, которые необходимо донести до читателя, не отвлекаясь на такие «второстепенные признаки» как рифма, метр, строфика и пр. В верлибре главное не количество слогов и ударений, а чтоб у читателя мороз по коже – это голая, концентрированная поэзия. В верлибре нет, и не может быть второстепенных, не важных слов, которые, как в классическом стихе, поддерживали бы строку, метр, ритм. И поэтому, каждое слово, каждая буква в свободном стихе – как несущий камень в постройке.
На самом деле свободный стих обладает такими признаками стиха, как деление на строки, написание каждой строки с заглавной буквы, также он может быть ритмичным или даже частично рифмованным. Главные же отличительные признаки верлибра – его повествовательность, особая доверительность, метафоричность. Свободный стих, как правило, не предназначен для чтения вслух перед аудиторией, его нужно читать в одиночестве.
Формула Ольги Колесниковой: Верлибр это – А (акцентный стих), Б (белый стих) и В (вольный стих). Четвертая сторона верлибра всегда повернута внутрь.
Тайна четвертой стороны
Если вы умеете писать стихи – не спешите называть себя поэтом. Стихосложение и поэзия – разные понятия. Первое это искусство, мастерство. Второе – таинство, которое является составляющей любого искусства. Поэзия может присутствовать в стихах, а может и не присутствовать – все зависит от того, является их автор поэтом или просто стихотворцем. Поэзия – и есть та, четвертая сторона верлибра, которая, согласно формуле Ольги Колесниковой, всегда повернута внутрь. Почему внутрь? Верлибр – повествователен. Он не предназначен для коллективного чтения, для чтения перед толпой. Верлибры нужно читать в одиночестве и тишине, их нужно читать медленно и вчитываясь в каждое слово. Только так вы сможете уловить особый ритм верлибра, прочувствовать ритмическую структуру его текста, все его паузы, которых не бывает в классических стихах, насладится гармонией дистанций, уравновешивающих объем реализуемой мысли. Верлибр это стих, свободный от таких условностей искусственного канонического стиха, как рифма и размер, имеет целый ряд своих правил. Например, в верлибре большое значение имеют паузы, подчеркивающие смысловую нагрузку определенных слов, звук, делающий стихотворение музыкальным, гравитационная составляющая текста, без которой даже самый тонкий и глубокий верлибр останется просто стихотворением, в котором отсутствует поэзия.
Каким же должен быть хороший верлибр?
- Прежде всего, хороший верлибр должен быть минималистичен, в нем не должно быть лишних слов. Если в рифмованном стихотворении автор может позволить себе использовать те или иные слова для сохранения формы, то автор верлибра не может позволить себе подобной роскоши. Свободный стих должен быть коротким, емким и нести смысловую нагрузку.
Я завершила мысль,
вместив ее в три слова.
Слова, как лепестки ощипанных ромашек,
трепещут на столе.
(Ксения Некрасова)
- Поэт-верлибрист должен в совершенстве владеть рифмованным стихом. Человек не знакомый с азами поэзии не сможет написать стихотворения, даже в прозе. Верлибр – это довольно сложный жанр, освоить который нелегко и за который не стоит даже браться, не имея никакой подготовки. К сожалению, кажущаяся простота верлибра часто привлекает именно начинающих, неопытных авторов. Именно поэтому, сегодня в периодической печати и в интернете можно видеть так много плохих верлибров – вероятнее всего, их пишут люди, не имеющие представления о том, что такое поэзия.
Мы видим Луну – темное небесное тело -
только потому что она отражает солнечный свет.
Общеизвестный факт
Я лишь незаметное темное тело
Холодное темное тело
И если кто-то видит во мне свет –
Значит, я просто
Отражаю Тебя.
(Алла Стратулат)
- Хороший верлибр часто остроумен, он может строиться на игре слов, он может быть похожим на афоризм. Но в любом случае свободный стих должен быть написан тонко, филигранно подобранными словами. И он обязательно должен доносить да читателя какую-либо идею, мысль. Свободный стих не может быть просто описательным – хотите писать хокку, учите японский.
МИНЗДРАВ ПРЕДУПРЕЖДАЕТ
Паранойя
Передается через взгляд.
Кататония – через шепот.
Шизофрения – через шариковую ручку.
В душе нет иммунитета.
(Антон Куликов)
2. В гости к французским символистам.
Жан-Николя-Артюр Рембо оставил после себя не так уж и много произведений. Все, написанное им, умещается в одну книгу. Это и не удивительно, учитывая тот факт, что поэзии Рембо посвятил всего четыре года своей жизни – с 15 до 19 лет.
Уже в 1872 году Рембо, описывавший в своих первых произведениях неприкрытую реальность, начинает экспериментировать. Поэта больше не интересует видимый мир, он ищет способы выразить то, что скрывается за ним. Стихотворения этого периода более музыкальны, они имеют нечеткий, нестандартный ритм, а рифмы все чаще заменяются ассонансами. Рембо открывает «цветные гласные», создает «темную поэзию», смысл его стихотворений туманен, а форма произведений близка символизму. Сам Рембо считал, что достигнуть максимального накала в творчестве, стать ясновидцем поэт может, лишь тотально и продуманно расстроив все органы чувств. В этом же году поэт пишет свой первый верлибр – «О море (Marine)», которому суждено было стать первым во французской поэзии образцом свободного стиха:
Повозки серебряные и медные
Стальные и серебряные форштевни
Вздымают пену,
Взрезают пласты сорняков.
Течения пустоши,
И глубокие борозды отлива
Циркулируют к востоку,
В сторону столбов леса,
В сторону стволов мола,
Где острый край задевают каскады света.
В этом стихотворении десять строк разной длины, отсутствуют ритм, размер, рифмы, а также в оригинале не соблюдено чередование мужских и женских окончаний. Особая оригинальность произведения заключается в контрастах – между спокойным, плавным изложением и дисгармоничной формой, а также между смысловой нагрузкой и монотонностью верлибра. Это стихотворение стало не только первым свободным стихом во Франции, но стало первым произведением, где была применена техника смещений. Так, в этом верлибре идет речь одновременно о море – кораблях, отливе, и земле – повозках, пустошах. Обе темы раскрываются так, что они как бы наслаиваются друг на друга, смещая и заменяя одна другую. То есть это стихотворение вроде бы как о море, но в то же время и о земле – и наоборот. При этом Рембо не называет объекты, упоминая лишь их части, так поэт не упоминает море, но говорит об отливах и молах, не рассказывает о кораблях, но говорит о форштевнях, как бы намекая на море и суда. Данный прием называется синекдохой и довольно часто используется в стихосложении, но Рембо используя этот творческий метод, создает в плавном и спокойном произведение ощущение накала, приближающейся угрозы, драматизма.
Лучшим поэтическим сборником Андре Бретона считается «Седовласый револьвер», вышедший в 1932 году. В предисловии к этой книге Бретон привел одну из ключевых формул сюрреализма – воображение это то, что способно становиться реальностью. Для поэтики Бретона характерны незавершенность, сложный синтаксис, и совершенно особый тип мелодики, точнее стремление к полному отсутствию таковой. Бретон активно работал с такой поэтической формой как верлибр, доведя прозаизацию своих произведений до максимума. Многие исследователи называют верлибр Андре Бретона стихопрозой.
Глухари на току… толика страха или
кокетливый ток набекрень
цвета мирабели?
О как она комкает
горячую лайку перчатки,
какой бьет из рукава
потешный бенгальский огонь!
В Тироле, когда лес все гуще,
отринув
докучного долга
аляповатый лубок,
но совесть:
скребущий наждак,
вытряхиваю настурции из ее письма.
Сверхидея поэзии Поля Элюара – вера в победу добра, вера в человеческое братство, в прогресс. Все творчество Поля Элюара отражает тревоги и чаянья времени, в которое поэту выпало жить и творить. По Элюару – жить здесь и сейчас, значит жить и делить этот мир с другими людьми. Лирический герой Элюара – человек, страдающий от внутренней разорванности и стремящийся обрести мир, мир с самим собой и с окружающей его действительностью. Верлибр стал основным творческим методом поэта.
Я скрываю печальные клады
Уединенных убежищ
Сердце лесов сонливость
Раскаленной ракеты
И ночной горизонт что меня
Короной своей венчает
Я шагаю вперед упрямо
Приветствуя новой тайной
Рождение образов.
(«Словно образ». Из сборника «Любовь Поэзия»)
Смутная тень.
Все несчастья на свете,
А над ними любовь моя
Псом бесприютным.
(Из сборника «Умирать от того, что не умираешь»)
В тишине ее тела таился
Снежный цветок пушистый
У нее на плечах лежала
Пятном молчанья и розы
Тень ее ореола
Ее певучие гибкие руки
Свет преломляли
Бессонная она воспевала минуты.
(«Единственная».Из сборника «Град Скорби»)
Write a comment
Флойд (Sunday, 21 February 2021 07:20)
Эти материалы взяты с сайта https://verlibr.blogspot.com. Пожалуйста, укажите ссылку на источник.