ФАНТА́СТИКА - (от греч. - способность, искусство воображать) – одна из разновидностей художественной литературы, в которой идеи и образы строятся исключительно на вымышленном автором "чудесном мире", на изображении странного и неправдоподобного. Не случайно поэтика фантастического связана с удвоением мира, его расчленением на реальное и придуманное. Фантастическая образность присуща таким фольклорным и литературным жанрам, как сказка, эпос, аллегория, легенда, гротеск, утопия, сатира.
Научная фантастика (НФ) — жанр в литературе, кино и других видах искусства, одна из разновидностей фантастики. Научная фантастика основывается на фантастических допущениях (вымысле, спекуляции) в области науки, включая как точные, так и естественные, и гуманитарные науки. Научная фантастика описывает вымышленные технологии и научные открытия, контакты с нечеловеческим разумом, возможное будущее или альтернативный ход истории, а также влияние этих допущений на человеческое общество и личность. Действие научной фантастики часто происходит в будущем, что роднит этот жанр с футурологией.
Твёрдая НФ - старейший и первоначальный жанр научной фантастики. Его особенностью является жёсткое следование известным на момент написания произведения научным законам. В основе произведений твёрдой НФ лежит естественнонаучное допущение: например, научное открытие, изобретение, новинка науки или техники. До появления других видов НФ её называли просто «научной фантастикой».
Классикой «твёрдой» НФ называют:
• некоторые книги Жюля Верна («20 000 льё под водой», «Робур-завоеватель», «С Земли на Луну»),
• романы Артура Конана Дойля («Затерянный мир», «Отравленный пояс», «Маракотова бездна»),
• работы Герберта Уэллса,
• произведения Александра Беляева.
Хронофантастика, темпоральная фантастика, или хроноопера — жанр, рассказывающий о путешествиях во времени. Ключевым произведением этого поджанра считается «Машина Времени» Уэллса. Хотя о путешествиях во времени писали и раньше (например, «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» Марка Твена), именно в «Машине Времени» перемещение во времени впервые было намеренным и научно обоснованным, и таким образом этот сюжетный ход был введён конкретно в научную фантастику.
Рэй Брэдбери «И грянул гром», Кир Булычов – цикл об Алисе.
Альтернативно-историческая Ф – произведения, в которых развивается идея того, что в прошлом произошло или не произошло какое-либо событие, и что могло бы из этого выйти.Самые популярные «ключевые точки» в альтернативной истории — это величайшие битвы и войны. Особенно часто описывается победа Германии во Второй Мировой войне — как правило, в виде антиутопии-предупреждения (Филип К. Дик — «Человек в высоком замке», многие книги Гарри Тёртлдава).
Апокалиптическая и постапокалиптическая фантастика - тесно связанные жанры, действие произведений в которых происходит во время или вскоре после катастрофы планетарного масштаба (столкновения с метеоритом, ядерной войны, экологической катастрофы, эпидемии).
Одним из первых образцов современного постапокалипсиса был роман Мэри Шелли «Последний человек», в котором человечество гибнет от страшной эпидемии. Джек Лондон написал повесть «Алая чума» на ту же тему.
Однако настоящий размах постапокалиптика получила в эпоху Холодной войны, когда над человечеством нависла реальная угроза ядерной войны. В этот период создаются такие произведения, как:
• «Песнь о Лейбовице» В. Миллера,
• «Dr. Bloodmoney» Ф. Дика,
• «Ужин во Дворце Извращений» Тима Пауэрса,
• «Пикник на обочине» Стругацких,
• «Мальвиль» Робера Мерля.
Постапокалипсис и антиутопия часто пересекаются. Так, в романе «451 градус по Фаренгейту» Рэй Брэдбери происходит атомная война. Во многих книгах и фильмах в жанре антиутопии тоталитаризм складывается как «защитная реакция» общества после ужасной катастрофы («В значит Вендетта», «Эквилибриум», ремейк «Вспомнить всё»). Произведения о восстании машин часто пересекаются с киберпанком — примером может служить «Матрица». Часты пересечения и с альтернативной историей: в серии Гарри Тертлдава «Мировая война», ядерное оружие применяется уже в 1943 году. В романе «День триффидов» Джон Уиндем соединил литературу ужасов и постапокалипсис, Стивен Кинг в «Тёмной башне» — постапокалипсис и фэнтези.
Утопии и антиутопии — жанры, посвящённые моделированию общественного устройства. В утопиях рисуется идеальное общество, выражающее воззрения автора. В антиутопиях — полная противоположность идеалу: ужасное, обычно тоталитарное, общественное устройство.
Ключевые антиутопии XX века:
• «Мы» Е. Замятина;
• «1984» Джорджа Оруэлла;
• «О, дивный новый мир» и «Остров» Олдоса Хаксли;
• «451 градус по Фаренгейту» РэяБрэдбери.
Жанр утопии в XX веке оказался менее востребован, среди немногих образцов — «Люди как боги» всё того же Уэллса.
«Космической оперой» окрестили развлекательную приключенческую НФ, публиковавшуюся в популярных в 1920-50-х в США pulp-журналах. Действие «космоопер» происходит в космосе и на других планетах (т. н. «планетарная фантастика»), обычно в условном «будущем». В основе сюжета лежат приключения героев, а масштабы происходящих событий ограничены лишь фантазией авторов.
Классиками космооперы были:
• Эдгар Берроуз с циклом о приключениях Джона Картера на Марсе,
• Эдмонд Гамильтон («Звёздные короли», «Звёздный волк»),
• Мюррей Лейнстер,
• Э. Э. «Док» Смит («Ленсмены»).
КИБЕРПАНК. Жанр, рассматривающий эволюцию общества под воздействием новых технологий, особое место среди которых уделено телекоммуникационным, компьютерным, биологическим, и, не в последнюю очередь, социальным. Фоном в произведениях жанра нередко выступают киборги, андроиды, суперкомпьютер, служащие технократичным, коррумпированным и аморальным организациям/режимам. Название «киберпанк» придумал писатель Брюс Бетке, а литературный критик ГарднерДозуа подхватил его и стал использовать как название нового жанра. Он кратко и ёмко определил киберпанк как «Высокие технологии и жалкая жизнь» («Hightech, lowlife»).
Классиками и отцами-основателями киберпанка называют Уильяма Гибсона («Нейромант», 1984) и Брюса Стерлинга(«Схизматрица», 1985), а также Филипа К. Дика, который в некоторых своих книгах — «Мечтают ли андроиды об электроовцах?», «Из глубин памяти», и других — предвосхитил киберпанк ещё в 1960-70-е.
Однако реальное развитие высоких технологий уже начало обгонять фантазию авторов, поэтому киберпанк в его изначальном виде постепенно растворился в стилевых экспериментах и смешениях с другими жанрами — так называемом пост-киберпанке. В частности, введение в киберпанк тем нанотехнологий и биоинженерии привело к возникновению таких экзотических поджанров, как нанопанк и биопанк, а литературные эксперименты с темами киберпанка в антураже XIX века, где роль новых, меняющих общество технологий выполняют не компьютеры, а паровые машины и сложные механические устройства, породили новый, самостоятельный жанр научной фантастики — стимпанк.
ФЭ́НТЕЗИ - (от англ.) - вид фантастической литературы, основанной на необычайном и порой непонятном сюжетном допущении. Это допущение не имеет, как правило, житейских мотиваций в тексте, основываясь на существовании фактов и явлений, не поддающихся рациональному объяснению. В отличие от научной фантастики, в фэнтэзи может быть сколько угодно фантастических допущений (боги, демоны, волшебники, умеющие разговаривать животные и предметы, мифологические и реальные существа, приведения, вампиры и т.п.). События в фэнтэзи происходят в условной реальности, в своеобразном "параллельном" мире, похожем на наш.
Произведения фэнтези чаще всего напоминают историко-приключенческий роман, действие которого происходит в вымышленном мире, близком к реальному Средневековью, герои которого сталкиваются со сверхъестественными явлениями и существами. Зачастую фэнтези построено на основе архетипических сюжетов.
Современные исследователи предпосылки этого жанра связывают с именами Н.В. Гоголя, О.М. Сомова, В.Ф. Одоевского. В XX столетии эта линия была продолжена Л.Н. Андреевым, А.И. Куприным, В.Я. Брюсовым, А. Грином, М.А. Булгаковым, А.Н. и Б.Н. Стругацкими и др.
Первые произведения современного фэнтези начали появляться в начале XX века. В их числе — «Дочь короля Эльфландии» (1924) лорда Эдварда Дансени, «Конан» (первая книга вышла в 1932) Роберта Э. Говарда, «Хроники Нарнии» (1950—1956) К.С. Льюиса, «Сказания о Мануэле» Джеймса Кейбелла. Широкую популярность жанру принесла публикация «Властелина колец» Дж. Р. Р. Толкина в 1954—1955, оказавшая огромное влияние на жанр. Его преемниками можно назвать всех писателей жанра фэнтези, к примеру, Кристофер Паолини со своей тетралогией об «Эрагоне» (2003). Сегодня произведения в жанре фэнтези приобрели огромную популярность, например сага «Песнь Льда и Пламени» Джорджа Мартина, сага «Забытые Королевства» Роберта Сальваторе или цикл романов «Ведьмак» Анджея Сапковского. На данный момент в жанре фэнтези работают тысячи писателей-фантастов.
Значительная часть вымышленных миров и сюжетов в фэнтези построена на архетипах — стереотипных, сформированных предшествующей культурой образах и ходах.
Расы (фэнтези)
В большинстве вымышленных вселенных в том или ином виде фигурирует определённый набор мифических существ, условно называемых «расами». Большинство из них заимствованы из мифологии, образы некоторых были придуманы либо переработаны из мифологических писателями (например, Толкином) и использованы его последователями. Ролевая система Dungeons&Dragons тщательно систематизировала эти расы, что значительно повлияло на писателей, авторов игр и художников. Но положительной особенностью жанра является полная свобода автора в этом вопросе. «Стандартный набор» может быть переосмыслен или вообще заменен — это в порядке вещей. Более того, некоторые авторы специально занимаются переосмыслением с целью подчеркнуть оригинальность своего произведения. Ниже перечислены основные штампы:
• Эльфы (англ. Elves) — древняя раса, похожая на людей; как правило, утончённые, склонные к магии, защите природы, искусствам, долгожители (в том числе бессмертные).
• Гномы (англ. Dwarves) — бородатые подземные карлики крепкого телосложения, изобретательны, занимаются горным и кузнечным делом, добычей драгоценных камней.
• Орки (англ. Orcs) или гоблины (англ. Goblins) — обезьяноподобные воинственные варвары. Основное занятие — грабежи и убийства. В произведениях Толкина показаны как изувеченные Тьмой эльфы.
• Полурослики (англ. Halflings) (под различными названиями) — производные от хоббитов Толкина. Маленькие человекоподобные существа, предпочитают метательное оружие. Характер может колебаться от миролюбивых фермеров Толкина до плутов и мошенников из Dragonlance.
• Тролли (англ. Trolls) — горные великаны, ассоциируемые с камнем.
• Огры (англ. Ogres) — безобразные и злобные великаны-людоеды.
Также в мирах фэнтези часто фигурируют одни и те же мифологические существа, заимствованные преимущественно из греческой, скандинавской, славянской мифологии: драконы, единороги, русалки, кентавры, минотавры, химеры, мантикоры (во множественном числе) и др. В японской, китайской, корейской и стилизованном под мифологию дальнего востока фэнтези фигурируют существа, заимствованные из дальневосточной мифологии — кицунэ, нэко (девушка-кошка), тэнгу и им подобные.
Всё же, самая распространённая разумная раса в фэнтези — это люди.
В значительной части фэнтези-произведений, преимущественно эпического поджанра, основой сюжета является противостояние сил Добра и Зла, описываемых как стороны Света и Тьмы. «Властелин Колец» Дж. Р. Р. Толкина, «Железная башня» Д. МакКирнана, «Гобелены Фьонавара» Гая Гэвриела Кея, «Колесо Времени» Р. Джордана и многое другое — примеры фэнтези с Тьмой и Светом. Силы Тьмы при этом зачастую изображаются в соответствующей атрибутике (отчасти схожей с атрибутикой субкультуры готов), намекающей на их «тёмность»: чёрные плащи, черепа, маски, оккультная символика. Архетип сил Света менее стоек, и, как правило, отсылает к стилистике христианской церкви. Даже в произведениях, где «тёмные силы» не отождествляются с отрицательными персонажами (например, в книгах Ника Перумова), этот стереотип сохраняется.
Основой сюжета многих произведений является квест в поисках некоего волшебного предмета, места, человека или знания.
Многие западные критики делят всё фэнтези на две основные категории: «высокое» (high) и «низкое» (low). Эти названия относятся не к качеству произведений, а к количеству фантастической составляющей в описываемом мире.
«Высоким» называют фэнтези, действие которого происходит в полностью вымышленном мире, отличном от нашего. Зачастую такие миры населены мифическими существами и волшебниками. «Реальный» мир при этом может существовать как параллельный мир или вообще не упоминаться. Примерами могут служить «Властелин колец» Толкина, «Ведьмак» Сапковского, вселенная ForgottenRealms. Большая часть «эпического» фэнтези вписывается в понятие «высокого», поэтому эти названия иногда используются как синонимы.
«Низким» называют фэнтези, в котором фантастические события происходят в нашем, реальном мире. В мире «низкого» фэнтези люди не верят в магию, и события произведения считаются невозможным чудом. Примерами могут служить многие из произведений «городского» фэнтези (сериалы «Сверхъестественное», «Зачарованные», «Баффи, истребительница вампиров»), «Благие знамения» Пратчетта и Геймана, такие фильмы как «Эдвард Руки-ножницы», «Лабиринт Фавна», значительная часть детских сказок.
Существует также немало произведений, находящихся на границе «высокого» и «низкого» фэнтези. К примеру, цикл «Гарри Поттер» происходит в «реальном» мире, где магии нет, что позволяет отнести его к «низкому фэнтези». Но мир волшебников, где магия привычна, сильно отделён от мира «магглов» и может рассматриваться также и как мир «высокого фэнтези».
ПРИКЛЮЧЕ́НЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА - принятое обозначение литературно-художественных произведений с остросюжетными ситуациями, напряженным и динамичным действием, наполненных разного рода загадками и тайнами. Приключенческая литература соотносится с жанрами путешествия, детектива, фантастики. Становление этой литературы происходит в эпоху романтизма в западноевропейской и американской словесности.
Приключенческую литературу отличают резкое деление персонажей на героев и злодеев, «стремительность развития действия, переменчивость и острота сюжетных ситуаций, преувеличенность переживаний, мотивы похищения и преследования, тайны и загадки». Задача приключенческой литературы — не столько поучать, анализировать или описывать реальность, сколько развлекать читателя.
В дореволюционной России и после Великой Отечественной войны издавались целые книжные серии и специальные журналы, посвященные приключенческой тематике ("Библиотека приключений и научной фантастики", "Всемирный следопыт", "Вокруг света"). Правда, наряду с произведениями признанных мастеров приключенческого жанра (А.С. Грина, В.П. Катаева, А.П. Гайдара, В.А. Каверина, А.Р. Беляева и др.) появились многочисленные издания, целиком вписывающиеся в низкопробную с эстетической точки зрения часть массовой литературы наших дней.
Конец XIX и начало XX века — «золотой век» приключенческого жанра, который к этому времени распался на несколько подвидов:
• Колониальные романы Дж. Конрада («Лорд Джим», «Сердце тьмы»), Р. Хаггарда (книги про АлланаКвотермейна), П. Лоти, Л. Буссенара, Л. Жаколио, П. Бенуа и др.
• Книги о поисках сокровищ («Золотой жук» Эдгара По, «Остров сокровищ» Р. Л. Стивенсона, «Копи царя Соломона» Г. Р. Хаггарда, «Похитители бриллиантов» Луи Буссенара).
• Морской роман Г. Мелвилла и Ф. Марриета.
• Романы о пиратах: «Остров сокровищ» Р. Л. Стивенсона, «Пираты Мексиканского залива» В. Рива Паласио, «Грабители морей» Луи Жаколио, «Одиссея капитана Блада» Р. Сабатини.
• Робинзонада — истории о необитаемых островах («Коралловый остров») и о «детях джунглей» (Маугли, Тарзан).
• Романы плаща и шпаги — сюжеты из европейской истории XVI—XVIII вв. («Капитан Фракасс» ТеофиляГотье, «Алый Первоцвет» Эммы Орци, цикл романов о шевалье де Пардайане).
• Руританские романы, действие которых происходит в современных, но вымышленных странах Центральной Европы («Принц Отто» Стивенсона, «Пленник Зенды» Э. Хоупа)
• Романы про индейцев (Т. М. Рид, Г. Эмар, Карл Май и др.)
• Книги про животных (Дж. Лондон, Дж. О. Кервуд, Э. Сетон-Томпсон, Р. Киплинг).
• Уголовно-сенсационные романы на темы убийств, адюльтера, подмены детей и т. п. («Тайна Эдвина Друда» Ч. Диккенса, «Лунный камень» У. Коллинза).
• Бульварные романы (продукция Ксавье де Монтепена и Гастона Леру, «Петербургские трущобы» Вс. Крестовского).
• Романы о супергероях (Рокамболь Понсонадю Террайля) и гениальных преступниках (Арсен Люпен Мориса Леблана, Фантомас, Фу Манчу, Артур Раффлз).
• Шпионские романы («Ким» Р. Киплинга, «39 ступеней» Дж. Бакена, позднее — романы Я. Флеминга о Джеймсе Бонде).
Зорро — герой бульварных романов Джонстона Маккалли.
• Оккультные романы Жорж Санд, Теофиля Готье и Бульвер-Литтона; мистикой также пропитаны многие романы ужасов (Брэм Стокер).
Практическая часть занятия: выбор жанра и создание модели мира (схема, карта мира), выбор персонажей.
Write a comment