За всех вас,
которые нравились или нравятся,
хранимых иконами у души в пещере,
как чашу вина в застольной здравице,
подъемлю стихами наполненный череп. (Маяковский, 1915)
- У -
- У - - У - - - - У - -
- У - - У - - - - У - У -
- У - - У - У - У - -
- У - - У - - У - - У -
Не верю, что есть цветочная Ницца!
Мною опять славословятся
Мужчины, залежанные, как больница,
И женщины, истрепанные, как пословица. (Маяковский, 1915)
- У - - У - У - - У -
У - - У - - У - -
- У - - У - - - - - У -
- У - - - У - - - - - У - -
Акцентный стих в пору своего расцвета (10-е – 20-е годы ХХ века) проявлялся исключительно как рифмованный, более того, поэты, тяготевшие к акцентному стиху и вообще к тонике, придавали рифме особое значение; многие из них (если не все) вообще не писали нерифмованных, белых стихов. По этому поводу особенно важно мнение Маяковского – он считал рифму важнейшим организующим элементом стиха и доказывал это.
Метрическая система Маяковского вписывается в чисто тонический стих, чаще всего трех- или четырехударный с обязательным наличием в качестве ритмообразующего элемента рифмы. Если записать стихи Маяковского традиционными строфами, то чаще всего получаются четырехстишия с перекрестными рифмами. Число безударных слогов между ударными у Маяковского сильно колеблется, что отличает его стих от дольников с обычными для них безударными промежутками в один-два слога. Иногда между метрическими ударениями группируются обширные группы безударных слогов (до восьми), но случается и так, что ударения падают на два соседних слога, и какой-то закономерности в этом не прослеживается. Вот пример четырехударного стиха, обычного для Маяковского:
Но за что ни лечь – смерть есть смерть.
Страшно – не любить, ужас – не сметь.
За всех – пуля, за всех – нож.
А мне когда? А мне-то что ж?
("Про это")
В каждом стихе есть четыре словных ударения, но число безударных слогов между ними разное и колеблется от нуля до трех. Иногда встречается у Маяковского и трехударный стих:
Дней бык пег.
Медленна лет арба.
Наш бог бег.
Сердце наш барабан.
("Наш марш")
Часто у Маяковского трех- и четырехударный стих соединяются, не подчиняясь какой-то закономерности ("Любовь", "Наш марш", "Во весь голос"), а рядом с обычными для поэта стихами с тремя и четырьмя ударениями могут соседствовать более короткие стихи, содержащие два или одно ударение:
Еще и еще, уткнувшись дождю
Лицом в его лицо рябое,
жду,
обрызганный громом городского прибоя.
("Облако в штанах")
Как справедливо отметил Жирмунский, "трудности стихотворной техники Маяковского для читателя, воспитанного на старых поэтических образцах, лежат... не в особенностях метрической системы, а в своеобразной ритмике: главенствующим метрическим ударениям подчиняются слоговые группы очень различных размеров, воспринимаемые тем не менее как эквивалентные метрические доли".
Своеобразие ритма своих произведений Маяковский стремится передать графическим способом. Его стих распадается на смысловые и синтаксические группы, что подчеркивает декламационные паузы и способствует смысловой выразительности. Приведенные выше отдельные четверостишия Маяковского записаны поэтом в виде графической "лестницы" или столбика, усиливающего экспрессию акцента. Приведем пример авторской записи поэтического текста (двойной чертой отмечены реальные границы стихов):
Помните?
Вы говорили:
"Джек Лондон, //
деньги,
любовь,
страсть", – //
а я одно видел:
вы – Джиоконда, //
которую надо украсть!
Такая строфическая композиция типична для Маяковского. Характерно его признание, что сначала он "нарабатывает" кирпичи-четверостишия, а потом начинает примерять, в каком порядке их располагать ("Как делать стихи?").
Новаторство Маяковского в области ритмики и строфики стиха заложило определенную традицию в русской поэзии, хотя большинство поэтов продолжало творить в рамках силлабо-тонической системы, используя также различные виды дольников. Но некоторые поэты в декламационных стихах использовали открытия Маяковского (Н. Асеев, Я. Смеляков, Н. Титов, Р. Рождественский). Наиболее последовательным продолжателем стиховых традиций Маяковского в поэзии является А. Вознесенский.
(Цитируется по сайту http://studme.org/55071/literatura/aktsentnyy_stih_mayakovskogo).
Малые цезуры - ступеньки в стихах Маяковского, как правило, играют особую акцентную роль, и поэтому далеко не всегда и не любые слова и словосочетания им акцентируются. Выделяется акцентом то, что по смыслу или по замыслу автора необходимо выделить, не считаясь с грамматическими правилами.
С этого знамени, //
с каждой складки...
В этом стихе ступенька (большая цезура) одна, а тонических ударений четыре. Не с какого-нибудь, а именно с этого знамени, не с какой-то избранной, а с каждой складки, - категоричность такого суждения определяется акцентами.
В тонических стихах обязательно выделяются интонацией слова-обращения ("Здраствуй, Нетте!"), а главное предложение отделяется интонацией от придаточного ("Как я рад, / что ты живой").
Информацию из первых рук можно получить, прочитав работу самого Маяковского "Как я пишу стихи" на страничке сайта "ШТУДИИ".
Вы ушли,
как говорится,
в мир иной.
Пустота...
Летите,
в звёзды врезываясь.
Ни тебе аванса,
ни пивной.
Трезвость.
("Сергею Есенину")
Практическое задание: взять любое стихотворение и попробовать, расставив акценты, расписать по ступенькам, как у Маяковского.
Write a comment