Народные песни. Упражняемся в тонической системе

Тоническое стихосложение (от греч. tоnos - ударение), система стихосложения, в которой ритмичность создаётся упорядоченностью появления ударных слогов среди безударных. Т. с. употребительно преимущественно в языках с сильным динамическим ударением и редукцией (ослаблением) безударных гласных - русском, немецком, английском и др. Внутри Т. с. различаются "чисто-тоническое" стихосложение, в котором учитывается только количество ударений в стихе, и силлабо-тоническое стихосложение, в котором учитывается также и расположение ударений в стихе; в русской терминологии 18-19 вв. (В. К. Тредиаковский, М. В. Ломоносов) под Т. с. имелась в виду прежде всего силлабо-тоника, в современной терминологии - чистая тоника.  

 

Тоническое стихосложение называют еще акцентным (лат. - ударение). В нем для каждого стиха требуется определенное количество особых, ведущих строй ударений, причем обычные ударения, присущие словам в стихе, хотя и не теряются, произносятся правильно, но не участвуют активно в построении акцентной ритмики стихов. Посмотрим на примере:

 Эх, да | белым | днем ||, при | ясном | солныш|ке

Слоговой ритм - шестистопный хорей, и все слова "живут" здесь с присущими им ударениями. Но для тонического (акцентного) стихосложения это не имеет особого значения. Вообще, не отрицая достоинств слогового ритма и необходимости правильно пользоваться ударениями в словах, автор расчленяет стих на несколько частей по смысловым признакам и каждую такую часть подчеркивает теми или иными ударениями, оттенками интонации, паузами. Отсюда иногда происходят по воле автора нарушения слоговой ритмики или появляется какое-то своеобразие в ритмическом рисунке - и все это во имя акцентной необходимости, т. е. необходимости что-то выделить, что-то подчеркнуть в стихе.

Стих в примере разделен на две акцентные половины с особыми (акцентными) ударениями в словах белым, ясным. В народной поэзии количество акцентных ударений бывает не более четырех, трех, двух. Такой нормы обычно придерживаются во всем произведении, это придает ему определенную ритмическую уравновешенность. 

В песенно-тонической системе стихосложения равномерное распределение ударения определяется ритмическим строением музыкального напева. Вокальная мелодия песни подчиняет себе речевую мелодию стихов. При исполнении на некоторых самостоятельных по значению словах ударение не ставится, если не совпадает с акцентами мелодии. Чем регулярнее была мелодия, тем строже выстраиваются словесные ряды.

Характерная особенность песенно-тонических стиховотсутствие рифмы, компенсирующееся мелодикой, повторами, многосоюзием, обилием частиц, междометиями. Самый значимый корпус русского музыкального стихосложения – русские былины, для которых характерен четырёхударный тонический стих. Стихотворный ряд состоит из групп неравного слогового состава: под одно ударение стягивается несколько безударных слогов. Доля – единица ритма неравного слогового состава.

Веснянки — старинные обрядовые песни календарного цикла, распространённые у украинцев, белорусов, русских и др. народов (термин «В.» — украинского происхождения). К веснянкам относятся «заклички весны», а также комплекс весенних песен, игр и хороводов. Веснянки-заклички, для которых характерны многократные повторения мелодических фраз небольшого диапазона, составляют основной вид весенних обрядовых песен восточных славян: у русского народа они распространены не повсеместно. Утратив прежнее магическое значение, веснянки-заклички сохранились в качестве детских песен. В ряде местностей веснянки бытуют как лирические песни пробуждения природы.

22 марта по народному календарю День Жаворонков. По поверьям в этот день прилетают сорок первых птиц и приносят на своих крыльях весну. В этот день пекли из теста фигурки птиц (куличиков, жаворонков), вкладывали внутрь конопляные семечки, а вместо глаз - изюминки. Дети насаживали выпечных птиц на палки и выкрикивали заклички…

Жаворонки прилетите,

Студёну зиму унесите,

Теплу весну принесите:

Зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела,

И соломку подбрала,

И мякинку подняла.

Уж вы, кулички - жаворонки,

Солетайтеся, сокликайтеся.

***

Жаворонок, жаворонок!

Возьми себе зиму,

А нам отдай весну.

Возьми себе сани,

А нам отдай телегу.

 

Жаворонки, жаворонки,

Дайте нам лето,

А мы вам зиму,

У нас корма нету!

 

Жаворонки, жаворонки,

Прилетайте к нам,

Приносите нам Весну-красну,

Красну солнышку,

Тёплу гнёздышку!

 

Жаворонки, прилетите,

Красну Весну принесите.

Принесите Весну на своем хвосту,

На сохе, бороне,

На овсяном снопе.

***

Весна, весна красная!

Приди, весна, с радостью!

С радостью, с радостью,

С великою милостью!

 

Со льном высоким,

С корнем глубоким!

С хлебами обильными!

С калиной-малиною!

 

С черной смородиною,

С грушами, со яблочками!

С цветами лазоревыми,

С травушкой-муравушкой!

 

Весна, весна красная!

Приди, весна, с радостью,

С радостью, с радостью,

С великой милостью:

Уроди лён высокий,

Рожь, овёс хороший!

Мороз, мороз,

Не бей наш овёс, нашу рожь,

Бей дуб да клён да бабий лён,

Да конопи как хочешь, колоти!

***

Ой, весна моя,

Ты, весняночка!

Из-за тёмных лесов,

Из-за синих морей приходи!

Солнцем, светом озари!

Жаворонки, перепёлушки,

Птички ласточки!

Прилетите к нам!

Весну ясную, весну красную

Принесите нам!

Практическое задание: попробовать написать веснянку.

Write a comment

Comments: 0