Драматургические жанры

Драматургия зародилась еще в античные времена. Уже тогда возникли два важнейших драматических жанра — трагедия и комедия. Основным конфликтом в трагедии уже тогда был конфликт в душе главного героя между долгом и совестью. Однако античная драма имела свои отличительные особенности, самая главная из которых — идея фатума, предопределенности, судьбы. Важную роль в античной драме играл хор — он формулировал отношение зрителей к происходящему на сцене, подталкивал их к сопереживанию (т. е. зрители как бы сами являлись участниками действия). Комедия строилась в основном на бытовых сюжетах, в основе сюжета лежали забавные недоразумения, ошибки, комические случаи и проч. В средние века христианская церковь способствует возникновению новых жанров драмы — литургическая драма, мистерия, миракль, моралите, школьная драма. В XVIII веке драма сформировалась как жанр (см. ниже), распространились также мелодрамы, фарсы, водевили. В эпоху классицизма формулируются особые правила драматургии, основным из которых было так называемое «единство места, времени и действия» (см. раздел «Классицизм»). В современной драматургии все большее значение приобретает такой жанр, как трагикомедия. Драма последнего столетия включает в себя и лирическое начало — так называемые «лирические драмы» (М. Метерлинк и А. Блок).

В драматургии традиционно выделяют три основных жанра: трагедию, комедию и драму.

 

1. Трагедия — жанр, показывающий действительность и изображаемые характеры в их трагическом становлении. Для трагедии характерен так называемый трагический конфликт. События приводят героя трагедии к тому, что его представления о долге вступают в противоречия с его понятиями о совести, с его личными чувствами и т. д. Эти противоречия не могут быть разрешены самим героем, поэтому они носят название «трагических». Попытка разрешить их обычно приводит героя к гибели — естественному выходу из тупиковой ситуации. Основной пафос трагедии заключен не в ее сюжете, не в содержании конфликта, а в том, как герой пытается разрешить неразрешимые противоречия. Именно поэтому пафос трагедии, как правило, героический. Понятие о трагических противоречиях очень часто связано с понятием о трагической вине главного героя. Вступив на путь разрешения неразрешимого, главный герой совершает действия, усугубляющие его внутренний разлад, чем большие усилия он прикладывает к тому, чтобы выйти из конфликта, тем острее становится этот конфликт. В этой связи возникает идея предопределения, фатума, обреченности. Например, трагедия Шекспира «Гамлет». Долг призывает Гамлета отомстить за отца, но его понятия о гуманности, его любовь к матери и Офелии вступают в противоречие с необходимостью мстить. Вступив на путь мести, Гамлет, желая убить Клавдия (нового короля), убивает Полония (отца своей возлюбленной). Теперь на нем лежит трагическая вина, усугубляющаяся тем, что Офелия сходит с ума и кончает жизнь самоубийством (в результате тех же трагических противоречий — в ней борются долг по отношению к отцу и любовь к Гамлету), а Лаэрт (ее брат) клянется отомстить Гамлету за кровь отца. Вследствие своей клятвы Лаэрт становится слепым орудием в руках Клавдия (в этом состоит трагическая вина Лаэрта), а потом погибает. Клавдий, пытаясь избавиться от Гамлета, подкупает его друзей — Розенкранца и Гильдестерна, которые погибают из-за того, что предали своего друга, Гамлета (в этом их трагическая вина). На матери Гамлета также, лежит трагическая вина — она потворствовала убийце, именно поэтому она погибает, выпив яд вместо Гамлета.

 

2. Комедия — жанр, в котором характеры, ситуации и действие представлены в смешных формах или проникнуты комическим. Вплоть до классицизма под комедией подразумевалось произведение, противоположное трагедии, с обязательным счастливым концом, ее герои, как правило, были из низшего сословия. Долгое время комедия считалась «низким жанром», и только в эпоху Просвещения (начиная с Мольера) это было нарушено признанием «среднего жанра», так называемой «мещанской драмы». В XIX и особенно в XX веке комедия — свободный и весьма разноликий жанр. Комедия устремлена в первую очередь к осмеянию безобразного («недолжного», противоречащего общественному идеалу или норме): герои комедии внутренне несостоятельны, несообразны, не соответствуют своему положению, предназначению и этим приносятся в жертву смеху, который и развенчивает их, выполняя тем самым свою «идеальную» миссию. Однако и в острой социальной комедии (напр. в «Горе от ума» Грибоедова) изображение человеческих страданий («мильон терзаний» Чацкого) допустимо лишь в определенной мере; иначе сострадание вытесняет смех и комедия преобразуется в драму.

 

3. Драма — подобно комедии, воспроизводит преимущественно частную жизнь людей, но ее главная цель — не осмеяние нравов, а изображение личности в ее драматических отношениях с обществом. Подобно трагедии, драма тяготеет к воссозданию острых противоречий, но вместе с тем ее конфликты не настолько напряженны и неразрешимы и допускают возможность благополучного окончания, а ее характеры не столь исключительны. Как самостоятельный жанр драма возникает в XVIII веке у просветителей («мещанская драма» во Франции и Германии); ее интерес к социальному укладу и быту, нравственным идеалам демократической среды, к психологии «среднего человека» способствовал укреплению реалистических начал в европейском искусстве. В процессе развития драмы ее внутренний драматизм сгущается, благополучная развязка встречается все реже, герой остается обычно в разладе с обществом и самим собой («Гроза», «Бесприданница» Островского, пьесы Чехова, Горького). Драма XIX—XX вв. является преимущественно психологической.

 

Композиция драматического произведения

Важным аспектом драматического произведения является композиция. Различают несколько видов композиции драмы как рода литературы. Рассмотрим некоторые из них:

Сюжетная композиция – это совокупность всех отношений персонажей, система их речей-жестов и поступков-действий, связанных единой авторской целью, то есть основной темой драматического произведения. Эта совокупность направлена на раскрытие характеров персонажей, причин их зависимости от бытовых и психологических особенностей.

Динамическая композиция – это организованное автором связывание всех острых точек драматургического действия (экспозиция –> нарастание действия –> конфликт –> разрешение –> возрастание –> кульминация –> спад и т.д.). Динамическая композиция характерна как для всего произведения, так и для отдельных его компонентов: действий, актов, явлений, сцен, картин и т.д.

Диалогическая композиция – это приемы создания драматического диалога, которых может быть множество:

• Каждый герой ведет свою тему и имеет собственный эмоциональный настрой (разнобой тем);

• Темы периодически меняются: от реплики к реплике, от эпизода к эпизоду, от действия к действию (смена темы);

• Тема развивается в диалоге одним персонажем и подхватывается другим (подхват темы);

• Тема одного героя в диалоге перебивается другим, но из диалога не уходит (перебой темы);

• Персонажи уходят от темы, а потом возвращаются к ней;

• К теме, оставленной в одном диалоге, персонажи возвращаются в другом;

• Тема может быть прервана без завершения (срыв темы).

 

Особенности драматического произведения

Определяющей своеобразностью драматического произведения является то, что почти весь текст сочинения представляется речью персонажей. В диалогах действующие лица обмениваются мнениями, выражают свое отношение к предмету разговора, свое расположения духа и чувства. Свой монолог персонаж может обращать к зрителю, к себе самому. В одних монологах персонажи высказывают свои сокровенные мечты, стремления (неизвестный о «новой коммерции», Островский - о сокровищах, Некрасов - о земле и деньгах и др.) или рассказывают о том, что было раньше, в начале действия в пьесе или по ходу действия, но за пределами сцены (Городничий - о посещении заведений, Хлестаков - о деньгах). Слова в отдельном высказывании одного персонажа, на которые отвечает другой персонаж, называются репликой (от лат. герliсо - возражаю, отвечаю, раскрываю). Диалогическая форма пьес обусловлена тем, что они предназначены для спектакля на сцене.

Тем не менее, действующие лица пьесы не только говорят, но и что-то делают. Единство высказываний и действия персонажей в драматическом произведении неразрывны. Слова автора в пьесе занимает небольшое место. Это список действующих лиц, описания вида сцены, имена персонажей перед их высказываниями. В списке действующих лиц указывается, кто есть кто из персонажей, временами описывается их внешний вид, раскрываются некоторые черты характера. К словам автора относятся замечания в скобках (реже - между строк) о том, с какой интонацией, с какими чувствами, жестами, мимикой говорит персонаж, что при этом делает, как ведет себя. Слова автора в пьесе называются ремарками (от фр. - пометка, примечание). Наличие ремарок также обусловлено требованиями и особенностями сценического искусства. Они помогают создать сценический образ, который воплощал бы замысел автора, костюмеру, гримеру - создать актеру внешний вид, соответствующий роли; декораторам - воссоздать авторские описания сцены в интерьерах и пейзажах. Читателю ремарки помогают лучше вообразить изображенное в пьесе.

Обратите внимание на то, что в ремарках глаголы имеют форму настоящего времени. Эта мелкая, на первый взгляд, деталь очень существенная: она создает такое впечатление, словно бы действие в пьесе происходит сейчас, на наших глазах. Требованиям сцены подчинено и строение драматического произведения. Текст пьесы делится на действия потому, что события, изображенные в каждом из них, происходят в разных местах и сцена должна иметь соответствующий вид. Между действиями во время спектакля делаются перерывы (антракты). Они нужны актерам и зрителям для отдыха, а декораторам - для переоборудования сцены. Образы-характеры в пьесе создаются теми же приемами, что и в эпохе, тем не менее роль каждого приема не одинакова. Наибольшее значение приобретает речь персонажа, его поступки, поведение, внешность.  Объем драматических произведений таков, чтобы спектакль мог продолжаться не более четырех часов.

Драма (от гр. - действие) - литературный вид, в произведениях которого, предназначенных для спектакля на сцене, показаны жизненные явления, а характеры раскрываются в разговорах и действиях персонажей. Основные особенности драматических произведений: 

• единство действия и слова; 

• изображение персонажей через их поступки, поведение, высказывания; 

• воспроизведение событий как живого процесса; 

• наличие ремарок; 

• назначение для спектакля на сцене;  

• диалогическая форма.

Write a comment

Comments: 0