Путево́й очерк (на западный манер - травело́г) — очерк, в основе которого лежит описание каких-либо событий, происшествий, встреч с людьми, которые происходят во время путешествия автора, художественно оформленный путевой дневник.
У истоков русского путевого очерка стоят А.И. Радищев («Путешествие из Петербурга в Москву») и Н.М.Карамзин («Письма русского путешественника»).
В XVIII веке в моду входят путешествия, и будущий автор путевого очерка во время самого путешествия, основываясь на личных впечатлениях, начинает фиксировать формы жизни, обычаи и нравы, социальные контрасты.
Черты путевого очерка:
• В основе его сюжета лежит обычно авантюра (в значении: приключение, опасное по своей природе, сопровождаемое риском неожиданных событий, перипетий и скачков).
• Сюжет очерка отражает последовательность событий, происшествий и встреч автора во время его путешествия.
• Выбирать из всех впечатлений автор должен самое важное и интересное для читателя. Что именно автор посчитает важным и интересным, зависит от его замысла, который обычно формируется во время путешествия. Иногда замысел возникает до начала поездки. Автор в данном случае основывается на своих ранних наблюдениях.
• Динамизм формируется благодаря самому факту перемещения автора во времени и пространстве. Динамизм позволяет автору сделать читателя «соучастником» путешествия, дать почувствовать напряжение поездки.
• Синтез объективного и субъективного. Материал путевого очерка сугубо личный, субъективный, с живым, ярким и интересным изложением фактов. Фактический материал очерка – это открытие незнакомого читателям мира во всём его многообразии. Путевой очерк отрывает перед читателем новые страны и континенты и позволяет увидеть личность путешественника – автора произведения.
• Заголовок привлекает внимание читателя, указывает на место действия, содержит в себе главную мысль – намерение автора. Он должен быть ярким и точным.
• Задача путевого очерка – рассказать о своих впечатлениях и событиях во время путешествия. Автор, как правило, раскрывает проблему, ради которой было предпринято путешествие, рассказывает о том, что ему пришлось испытать, пережить.
• В путевой очерк могут быть включены пейзажные зарисовки, портреты и разговоры людей. Однако не по принципу «что вижу – о том пишу», а должны ставиться вопросы, которые могут быть интересны читателю.
Инструкция по сбору материала в путешествии:
• Записывайте свои впечатления, мысли и чувства.
• Наблюдайте, смотрите, постарайтесь увидеть и понять быт и нравы людей, их занятия и интересы.
• Запишите, снимите на видео- или фото интересные места; постарайтесь запечатлеть на плёнке и в своей памяти необыкновенную или «обыкновенную землю».
• Запишите разговор с местными жителями, «подслушанные» диалоги.
• Прежде чем приступить к написанию путевого очерка, познакомьтесь с историческими, географическими или иными сведениями.
Практическое задание 1. Прочитать отрывок из путевых очерков Карамзина. Какова задача автора очерка? Что составляет содержание очерка? Какие стороны личности автора открылись вам при чтении?
С отменным удовольствием подъезжал я к Цириху; с отменным удовольствием смотрел на его приятное местоположение, на ясное небо, на веселые окрестности, на светлое, зеркальное озеро и на красные его берега.
Мы приехали сюда в десять часов утра. В трактире под вывескою "Ворона" отвели нам большую светлую комнату. Обширное Цирихское озеро разливается у нас перед глазами, и почти под самыми нашими окнами вытекает из него река Лиммата, которой шумное и быстрое стремление приятным образом отличается от тихой зыби вод его; прямо против нас, за озером, стоят высокие горы в утес; далее, в сторону, видны Швицкие, Унтервальденские и другие высочайшие и снегом покрытые горы, составляющие для меня совершенно новое зрелище; и все это могу я видеть вдруг, сидя под окном в своей комнате…
В половине девятого часа пришли мы в Цирих, в самое то время, когда весь народ шел из церкви. Все мужчины и женщины, которые мне встречались на улицах, были одеты по-праздничному: первые большею частью в темных кафтанах, а последние, все без исключения, в черном длинном платье из шерстяной материи; на головах у них были или чепчики, или покрывала.
В Цирихе есть так называемая девичья школа (Tochter-Schule), которая достойна внимания всех, приезжающих в сей город. В ней безденежно учатся шестьдесят молодых девушек (от двенадцати до шестнадцати лет) читать, писать, арифметике, правилам нравственности и экономии, то есть приготовляются быть хорошими хозяйками, супругами и матерьми. Приятно видеть вместе столько молодых, опрятно и чисто одетых красавиц, которые занимаются своим делом в тишине и с великою прилежностию, под надзиранием благонравных учительниц, обходящихся с ними кротко и ласково. Тут дочь богатейшего цирихского гражданина сидит подле дочери бедного соседа своего и научается
уважать достоинство, а не богатство. - Сия благодетельная школа учреждена в 1774 году г.
Может быть, ни в каком другом европейском городе не найдете вы, друзья мои, таких неиспорченных нравов и такого благочестия, как в Цирихе. Здесь-то еще строго наблюдаются законы супружеской верности - и жена, которая осмелилась бы явно нарушить их, сделалась бы предметом общего презрения. Здесь мать почитает воспитание детей главным своим упражнением, а как и самые богатые из цирихских жителей не держат более одной служанки, то всякая хозяйка находит для себя много дела в домашней жизни, не угнетается праздностию, матерью многих пороков, и редко ходит в гости. Театр, балы, маскарады, клубы, великолепные обеды и ужины! Вы здесь неизвестны.
Не знаю, продаются ли в Цирихе карты; по крайней мере в них здесь никогда не играют и не знают сего прекрасного средства убивать время (простите мне этот галлицизм), средства, которое в других землях сделалось почти необходимым.
Мудрые цирихские законодатели знали, что роскошь бывает гробом вольности и добрых нравов, и постарались заградить ей вход в свою республику. Мужчины не могут здесь носить ни шелкового, ни бархатного платья, а женщины - ни бриллиантов, ни кружев; и даже в самую холодную зиму никто не смеет надеть шубы, для того что меха здесь очень дороги. В городе запрещено ездить в каретах, и потому здоровые ноги здесь гораздо более уважаются, нежели в других местах. Во внутренности домов не увидите вы никаких богатых уборов - все просто и хорошо.
Наконец видел я в Швейцарии нечто такое, что мне не полюбилось. Почти беспрестанно подбегали к коляске моей ребятишки и требовали подаяния. Не слушая отказа, бежали они за мною, кричали и разным образом дурачились. Не нужда заставляет их просить милостыни; им нравится только сей легкий способ получать деньги. - Жаль, что отцы и матери не унимают их! Маленькие шалуны могут со временем сделаться большими - могут распространить в своем отечестве опасную нравственную болезнь, от которой рано или поздно умирает свобода в республиках. Тогда, любезные швейцары, не поможет вам бальзамический воздух гор и долин ваших - увянет красота нежной богини, и слезы ваши не оживят хладного трупа.
Практическое задание 2. Представляем вам пример современного путевого очерка. Это отрывок из книги Юрия Сенкевича "В океане "Тигрис". В чём своеобразие языка и стиля этого путевого очерка? Как современный автор достигает зримости изображения?
Чуть-чуть о Карачи.
«Расположен в ста километрах от впадения Инда в Аравийское море. Возник в начале XVIII века на месте рыбачьего поселка белуджей. Некоторое время был столицей страны. Сейчас — главный ее порт и самый большой город, промышленный и культурный центр». (Из справочника.)
ЧЕГО В КАРАЧИ МНОГО
Жителей (по данным десятилетней давности) четыре с лишним миллиона человек. Предприятий: треть крупной промышленности Пакистана сосредоточена здесь; недалеко от Карачи — атомная электростанция. Магазинов, в частности ювелирных (золото, серебро, оникс). Автомобилей. Реклам. Красивых зданий, современных (отель «Интерконтиненталь»), старинных и «современных под старину».
И шума. И пыли. И чумазых ребятишек, как в любом азиатском городе.
И — нищеты.
КАК СПЯТ В КАРАЧИ
Увидеть не проблема: у стены супермаркета, под сенью сверкающих витрин, женщина расстелила на тротуаре покрывало, уложила на него двоих детей, легла возле, завернулась с головой и заснула.
Если у пакистанского бедняка есть резная деревянная раскладная кровать, он уже человек состоятельный. Возит ее днем на тележке, а ночью — где удалось приткнуться, там ему и приют.
«Карачи называют ночлежкой под открытым небом», — сказал мне Александр Королев.
ПРО АЛЕКСАНДРА
А. Королев — корреспондент советского телевидения в Пакистане. Едва мы познакомились, он взял надо мной — и, следовательно, над экспедицией — действенное шефство.
Он — спасибо ему — предложил свою машину и себя в качестве водителя для поездки в нужный нам район. Этим он нас здорово выручил, потому что нанятый микроавтобус совсем маленький и трястись бы нам в неудобстве и тесноте. А ехать — ни много, ни мало, полтыщи километров в один конец.
ДОРОГА
За Хайдарабадом (он куда меньше своего индийского тезки и меньше Карачи, но в нем тоже есть и отели, и рестораны, и даже университет) города на пути кончались. Настала очередь городков и селений.
Шоссе, и без того узкое, вдруг резко суживается, и въезжаешь прямо на базар. Гам, суета, торгуют чем угодно, что-то жарят, машина с трудом продирается сквозь толкучку. Сто-двести метров — и вновь шоссе под колесами, местами хорошее, местами плохое.
САЛОННАЯ ЖИВОПИСЬ
Обгоняем попутные автомобили. Некоторые, впрочем, обгоняют нас.
Автомобили в Пакистане выглядят диковинно.
Их здесь принято украшать, особенно грузовики и автобусы — те же грузовики, но с кустарными кузовами-салонами. Мчит такой автобус: везде бубенцы, погремушки, на дверцах узоры, выхлопная труба выведена наверх, дымит, как паровоз. И обязательно на задней стенке салона — панно. Вроде тех, что продавались у нас на барахолках, — лебеди в круглом пруду, олень, изо рта у него клубы пара, или пейзаж с горами и дворцом и, конечно, красотки. Едешь словно по передвижной картинной галерее, где одна картина чудней другой.
КОЧЕВНИКИ
Кажется, весь Пакистан стронулся с места. Нескончаемо тянется, обтекая нас, молчаливый людской поток.
Идут охотники с собаками, похожими на борзых, но с короткой шерстью. Вряд ли они собрались на беззаботный пикник.
Идут странники-одиночки, толкая перед собой тележку со скарбом.
Идут семьями: дети на осликах, на осликах же — сложенный шатер, узлы, ведро привязано сбоку, женщины несут грудных младенцев, замыкает шествие патриарх с посохом.
Куда идут, что ищут? Земли? Работы? Без толмача не спросить.
Веет от этих процессий чем-то тоскливым, будто народ, спасаясь от неприятеля, бросил домашние очаги.
Скрипят колеса телег, цельные, высеченные из камня диски, — точно так же они скрипели и тысячи лет назад.
ХОЛМ ЖИВЫХ
Идя по улице Мохенджо-даро, «Холма мертвых», ни о каком кладбище не помышляешь.
При чем кладбище, если как раз здесь, к примеру, изобретена та самая десятичная система исчисления, которой человечество пользуется до сих пор?
Хлопководство, льноводство, гончарное дело — во всем этом живет в наши дни опыт протоиндийских земледельцев и мастеров.
И многоликий, многорукий бог Шива родился здесь, а не в кочевых кибитках ариев, — его изображение есть на мохенджо-дарских печатях. И хатха-йога, столь сегодня модная. И даже некоторые развлечения, дожившие до наших дней, вроде боя петухов или игры в кости.
А астрономические сведения! А архитектура! А орнамент!
Свастика тоже, увы, дожила — сперва ее украли у протоиндийцев арии и сделали своим священным знаком, затем знак присвоили фашисты и опозорили уже навсегда.
Практическое задание 3. Попробуйте оформить свои воспоминания о недавней поездке в путевой очерк.
Write a comment
Как я сиездил в китай (Sunday, 06 October 2024 13:42)
Я был летом в Китае там много достопримечательностей но там и когда бывает скучно.