Портретный очерк - это жанр публицистики, обращённый к личности человека, рассказывающий о деятельности человека, его жизни и взглядах.
На чём останавливает своё внимание автор при работе над портретным очерком?
• Показывает действия человека в определённой ситуации.
• Воспроизводит яркий эпизод из жизни героя.
• Передаёт диалог с ним.
• Рисует портрет, черты внешнего облика героя.
• Раскрывает нравственные принципы, внутренний мир человека.
Пейзаж как элемент портретного очерка нужен:
1 - в качестве контрастного сравнения между внутренним состоянием героя и окружающей его природой,
2 - как средство в раскрытии человеческого характера,
3 - в качестве фона для портрета героя,
4 - как приём в раскрытии мировоззренческих позиций героя.
Художественная деталь в портретном очерке
Деталь в портретном очерке является одним из средств типизации. Посредством удачно найденной детали можно передать характерные черты внешности человека, его речи, манеры поведения и т. д.; выпукло и зримо описать обстановку, место действия, какой-либо предмет, наконец, целое явление. Конечно, это требует от автора особой внимательности. Истинный художник, отмечал Гоголь, добивается того, “чтобы вся та мелочь, которая ускользает от глаз, мелькнула бы крепко в глаза всем”. Посредством яркой детали можно заменить целые описательные фрагменты, отсекая лишние и заслоняющие суть дела и подробности.
Можно выделить несколько этапов работы над деталью.
1. Вычленение опорной детали из обилия впечатлений, окружающих нас.
2. Выбор опорной детали, способной стать сердцевиной не только логической, но и художественной концепции произведения.
3. Приемы обыгрывания деталей в портретном очерке могут быть самыми разнообразными. Во-первых, это образная трактовка тех или иных событий, во-вторых, для создания символического образа, в-третьих, для ассоциативных связок, в-четвертых, для передачи особенностей внешних и внутренних человеческих проявлений.
В очерке образ человека создаётся через внешний и внутренний портрет.
Свойства внешнего портрета
• Через выделение каких-то внешних деталей заглянуть в мир души человека, в мир его эмоций и чувств.
• Связь с психологическими особенностями личности.
• Манера одеваться, привычные позы, жестикуляция, мимика.
• Документальная точность отображения.
Свойства внутреннего портрета
• Характер героя даётся в нетривиальной ситуации.
• Важно обнаружить такой «участок» на жизненном пути героя, который содержит неординарные трудности.
• Описание таланта, упорства, трудолюбия и других значимых качеств личности.
• Можно использовать метод условности или прибегнуть к ассоциациям.
Этапы работы над портретным очерком
1. Выбор героя.
- Какого героя можно выбрать?
- Можно написать о хорошо знакомом, близком человеке, о незнакомом или знаменитом человеке.
• Люди, осуществившие своё предназначение, добившиеся чего-то значительного в жизни.
• Герои утверждают те или иные культурные ценности.
• По человеку можно судить о характере эпохи, с него можно брать пример решения жизненных задач.
2. Изучение источников.
- Источниками, которые могут понадобиться, служат чьи-то высказывания, в том числе интервью или цитаты героя будущего очерка, документальные свидетельства, воспоминания, общественное мнение.
3. Содержательные блоки.
- Содержательные блоки можно перемещать в любой последовательности, от некоторых блоков можно отказаться.
1) Яркая цитата.
2) Жизненный путь (семья, образование, родной город, путешествия, чем знаменит).
3) Поприще (успехи в творчестве, профессии).
4) Жизненные принципы, кредо.
5) Достижения, награды.
6) Планы на будущее (реализованные или нет).
4. Способы оформления.
- Чтобы очерк состоялся, необходимо проверить его оформление.
1) Придумать и критически оценить заголовок, отражающий основную идею.
2) Проверить источники, на которые будете ссылаться, сделать их список.
3) Необязательно стремиться к полному описанию образа героя, можно обойти какие-либо стороны деятельности, выделив основное.
4) Связать основной идеей содержание очерка, придав ему оригинальность и новизну.
5) Чётко выделить абзацы, придумать связки между ними, соблюдать логичность и последовательность.
6) Быть этически корректным.
7) Все факты и утверждения выверить.
Практической частью занятия был разбор очерка М.Горького "Л. Толстой" и очерка В. Воробьёва "Дом на Сороти".
В этих текстах мы обратили внимание на функции и место пейзажа, художественной детали, внешнего и внутреннего портрета, а также элементов домысла в портретном очерке.
ДОМ НА СОРОТИ
Он встаёт на заре. Затапливает печь. Утро окрашивает малиновым цветом верхушки оконных стёкол. Дом, крайний на усадьбе, начинает струить лёгкий дымок. Из окна видны закованные в серебро дубы и липы, занесённая снегами Сороть, зелёно-чёрный бор вдали.
А на дворе собираются пичуги. И ждут, когда человек откроет форточку и высыплет на крышу пристройки, что расположена под окном, ежедневный привычный «паёк», так необходимый им, не улетающим на зиму из северных краёв. Воробьи и синицы, снегири и галки — сколько их перебывало здесь в этот ранний час... Случается, хозяин дома Семён Степанович Гейченко, заработавшись допоздна, разрешает себе подняться на часок позже. Однако не тут-то было! Вежливо, но настойчиво в окошко постучат: тук-тук-тук... «Ты что, забыл? Вставай!»
— Иду, иду, — и открывается форточка.
Весной и летом, с утра до ночи в борах, рощах, в синеве небес и над полями, сплетаясь с шумом листвы и журчанием ручьёв, льется разноголосый ликующий гимн жизни.
Пушкин, открывший для себя здесь русскую природу, заслушавшись, забывал свои невзгоды. И тогда...
В гармонии соперник мой
Был шум лесов, иль вихорь буйный.
Иль иволги напев живой...
...Шестого июня 1941 года Семён Степанович Гейченко, музейный работник Ленинграда, с мандатом уполномоченного Академии наук по организации пушкинского праздника, верховодил на Михайловской поляне. И может быть, тогда эти места, хранящие незримое присутствие поэта, запали в сердце Гейченко.
Ещё гремела война, когда он, худой и бледный, после тяжёлого ранения, в кителе без погон, с пустым рукавом, вернулся сюда навсегда.
Заповедника не было. Фашисты, отступая, сожгли дом поэта. В окрестных рощах повсюду мины и колючая проволока. Под трёхсотлетним дубом, патриархом здешних лесов, был оборудован дот. Лишь благодаря стремительному натиску наших войск фашисты не успели разрушить Святогорский монастырь, у белых стен которого покоится прах поэта.
Всё тогда было в развалинах. Люди жили в землянках. Но в начале июня 1945 года на Михайловской поляне собрался народ. Высокий, стремительный в движениях человек, только что назначенный директором заповедника, читал Пушкина.
Залечивал раны музей-заповедник. В лесах, рощах опять наметились тропки, протоптанные людьми, приходящими к Пушкину. Директор и главный хранитель Пушкиногорья из землянки перешёл в дом на краю усадьбы. Он тоже восстановлен, как дом Пушкина, домик няни и всё вокруг. Открылось Тригорское, где у Пушкина было столько счастливых минут. Открылось Петровское, вотчина предков поэта. Поднял этажи районный центр Пушкинские Горы и превратился в современный уютный городок.
И уже много раз предлагали Семену Степановичу переехать в благоустроенную квартиру, где не надо колоть дрова и топить печь, где по утрам комнаты не выстывают, как у него в старом доме, где не надо ходить по воду. А он и слышать об этом не хочет. Удобства, конечно, вещь хорошая, но будет ли у него то, что ему послано судьбой?
Вечером, когда усадьбу покидают последние экскурсионные группы, в Михайловском становится необычайно тихо. Закончен трудовой день, полный забот и дел, связанных с большим хозяйством. Директор заповедника вновь садится у окна с видом на Сороть. На столе — очередная рукопись, письма, книги. И может быть, в этот час незримо и привычно входит сам Александр Сергеевич. Сбросив шубу, протягивает к пылающей печурке озябшие руки. И у них идёт беседа, начавшаяся ещё тогда, когда хранителю Пушкиногорья было чуть больше сорока.
Ираклий Андроников, хорошо знавший Семёна Степановича, подметил, что он живёт в каком-то удивительном духовном состоянии пушкинского времени. Для него наш великий поэт — современник. Кажется, он знает о нём всё, точно прожил с ним рядом целую жизнь. Он дышит воздухом, которым дышал Пушкин, слышит птиц, певших ему, видит ту же Сороть, те же неоглядные дали, пьёт воду из того же колодца, живёт и работает бок о бок с потомками тех, кто жил рядом с Пушкиным, пел ему песни, рассказывал сказки, поверял свои беды и радости.
Всё это дало хранителю музея счастливую возможность представить с наибольшей полнотой и достоверностью михайловский период, сыгравший огромную роль в творчестве Пушкина, период, когда он из первого стихотворца своего времени вырос в величайшего национального поэта.
«Пушкин и Пушкиногорье живут в нашем сознании неотъемлемо, как родной дом, родная земля, родная история, — пишет С. С. Гейченко, предваряя одну из своих книг. — Всё пушкинское свято».
Во всём, что делается в заповедных местах, каждая деталь многократно выверена, каждый штрих не случаен. И потому усадьба и всё вокруг предстают такими, каким могли быть при Пушкине. А за всем этим стоял многолетний подвижнический труд главного хранителя музея — Семёна Степановича Гейченко.
(По В. Воробьёву.)
Write a comment