Особенности репортажа как жанра

История жанра. Понятие репортаж образовалось от латинского слова «reportare» и буквально означало «передавать», «сообщать». В начале XIX века, когда в Европе и в России развивается ежедневная периодическая печать, под репортажем подразумевались любые оперативные сообщения из залов суда, городских сборищ, заседаний парламента. М.Н. Ким в своей книге «Репортаж: технология жанра» пишет, что «по своей форме первоначальные репортажи больше походили на современные отчеты, в них преимущественно отражались основные моменты собрания и их итоги».

Репортаж - это сообщение, рассказ о событии или событиях, происшедших на глазах у журналиста.

  • Журналист должен быть свидетелем события. Хороший репортаж индивидуален.
  • Событие происходит в определенном месте в определенное время. Весьма желательно, чтобы о месте и времени было прямо сказано в репортаже.
  • Репортажи обычно пишутся сразу после события.
  • Репортаж не только рассказывает о событии, но и показывает, как оно происходило.
  • Репортаж не нуждается в обобщениях. Важна непосредственность восприятия.
Автор репортажа должен организовать сбор материала таким образом, чтобы иметь возможность лично наблюдать событие. Другие способы добавления информации при

этом вовсе не исключаются. Полезно почитать что-то близкое к теме. Можно задавать вопросы, реконструировать ход события по свидетельству очевидцев. Но в результате для читателя должен быть создан «эффект присутствия» (читатель как бы сам видит происходящее).

Событийный репортаж

Чтобы показать события в динамике, репортеру необходимо в центр произведения поставить самые яркие и эмоционально насыщенные моменты. При этом автор должен не только четко описывать разворачивающиеся на его глазах действия, но и отслеживать все его повороты и коллизии. В репортаже позиция автора является доминирующей, так как именно через его личностное восприятие читателю передается весь колорит происходящего. Для создания "эффекта присутствия" автор может

поделиться с читателями своими непосредственными чувствами и впечатлениями, описать свои внутренние переживания и эмоции, оценить, привести собственные рассуждения и комментарии.

Документальность и точность изображения достигаются и за счет создания "эффекта наглядности". Средства, с помощью которых достигается этот эффект, очень разнообразны:

- использование ярких деталей и подробностей (описать различные предметы или объекты материального мира, охарактеризовать поведение людей, обрисовать внешнюю

обстановку события);

- использование речевых стратегий. Мини-диалоги, мини-интервью, реплики и т.д. помогают воспроизвести в репортаже речь действующих героев, тем самым внося в ткань репортажа живые голоса реальных людей.

Композиционная схема

- Вначале дается зарисовочная заставка (как правило, яркий жизненный эпизод), с помощью которой журналист вводит читателя в курс события. Роль такой заставки - привлечение внимания читателя к материалу.

- Далее следует собственно репортажное описание. Здесь присутствуют различные отступления, диалоги с героями, собственные авторские впечатления. В основной части важны и удачно подобранные детали, и подробности, с помощью которых воссоздается отображаемая действительность. Для придания репортажному описанию особой динамичности необходимо, чтобы в каждом эпизоде «проглядывалось» действие, чтобы участники события постоянно находились в тесном взаимодействии, чтобы само авторское отношение к объекту носило активный характер.

- В концовке автор должен суммировать или обобщить свои впечатления, оценки, мнения.

 Кликнув на картинку в этом посте, можно перейти на нашу страничку ШТУДИИ. Там помещён как образец полный текст репортажа Владимира Гиляровского ("короля репортажа" конца XIX - начала XX века) о Ходынской катастрофе.

По учебному пособию "Школьная риторика. 7 класс. Часть 2" (под ред. Ладыженской) мы подробнее остановились на том, с помощью каких лигвистических средств создаются в репортаже "эффект присутствия" и "эффект наглядности".

  1. Использование глаголов настоящего времени, глаголов прошедшего времени несовершенного вида, а также назывных предложений. Примеры:

"Восемьдесят барабанов выстукивают сухую дробь. Под барабанный бой вступает на площадь необычная колонна. Двести воинов несут двести знамён." "Бьют барабаны..." (Из радиорепортажа с Красной площади 24 июня 1945 года . Парад Победы).

"За мной возвышалось полотно дороги, на нём кипела жизнь: снизу лезли на насыпь, стаскивая стоящих на ней, те падали на головы спаянных ниже, кусались, грызлись. Сверху снова падали, снова лезли. чтобы упасть; третий, четвёртый слой на головы стоящих" (из репортажа Гиляровского о ходынской катастрофе).

"Шум, говор, песни. Веселье вовсю..." (Из репортажа Гиляровского).

Грамматическое средство "настоящее репортажа" в сильной степени выражает ощущения и переживания пишущего. Репортёр обозначает словом те действия, которые происходят на его глазах. Он их видит, слышит, эти действия могут относиться к фактическому прошлому, но для репортёра, а следовательно, и для читателя (слушателя, зрителя) они происходят как бы сейчас, в момент речи.

Назывные предложения в роли "настоящего репортажа" придают особую документальную достоверность событию, делают происходящее более реальным, зримым, слышимым. это как бы "стоп-кадр" репортажа. Назывные предложения часто оформляют зачин, придают изображаемому достоверность,  документальность картинность.

2. "Я" репортёра - главная стилевая черта жанра, создающая "эффект присутствия". Формы выражения авторского "Я":
  • Личное местоимение 1-го лица единственного числа. Прямое "открытое" употребление "Я" в речи создаёт определённое настроение установку на достоверность происходящего и глубоко личное отношение к этому.
  • Репортёр, используя личное местоимение "Я", переходит к рассказу о другом аспекте события, включает новую идею, переходит от одной мысли к другой.
  • Личные местоимения множественного числа "мы". Эта форм сохраняет авторское отношение, но более строга, сдержанна, более официальна, чем "Я" репортажа.
  • Притяжательные местоимения "мой", "наш". Они тоже являются средством выражения авторского отношения к происходящему.
  • Отсутствие личных местоимений при широком употреблении глаголов придаёт особую динамику, экспрессию тому событию, которое дано через авторское восприятие, и самого репортёра включает в это действие.
Авторское "Я" выполняет следующие композиционные функции: может быть средством оформления зачина; как бы перекидывает "мостик" от одного мини-события  к другому, показывает порядок их следования; демонстрирует свой информационно-повествовательный характер.
3. Репортаж - это не плавный рассказ. Сама быстрая, а иногда резкая смена речевых планов - описание, повествование, рассуждение, авторская прямая речь и интервью - всё это создаёт динамизм, напряжённость действия, многокрасочность картин жизни.
В конце занятия мы обратили внимание на поведение репортёра во время собирания материалов для репортажа, его внешний вид, манеру общения с людьми.
С одного и того же места событий репортёры могут написать (снять)  совершенно разные репортажи. Это зависит от того
  • для кого предназначен репортаж;
  • во имя чего снимается (пишется) материал (цель);
  • каково внутреннее намерение. установка, позиция репортёра.
Все эти пункты репортёр должен продумать заранее и подготовить нестандартные вопросы по существу и по форме, чтобы сделать свой репортаж ярким и запоминающимся. Живая и точная речь  может включать разговорную лексику и допускать разговорные интонации, оригинальные фразы и остроумные выражения, шутки, если это продиктовано обстоятельствами и характером событий. Репортёр должен быть объективным, может иметь своё мнение по поводу происходящих событий, но не должен навязывать его.
Домашним заданием стал репортаж из школьной жизни.

Write a comment

Comments: 0