Анекдот имеет следующие компоненты:
- описание или называние ситуации;
- называние персонажей анекдота (как правило, традиционных для всей серии);
- "соль" анекдота - неожиданную остроумную реплику в диалоге, реакцию, оценку, действие, в которых и сосредоточен основной смысл текста;
- психологическую паузу, в течение которой анекдот "доходит" до слушателей.
Анекдот нужно отличать от анекдотической ситуации, которая может быть положена в основу анекдота. Если в анекдотической ситуации подробно описаны условия, делающие эту ситуацию анекдотической, то в самом анекдоте эта ситуация кратко называется. (Например: "Молитва гимназиста"). Если в анекдотической ситуации описывается реальный единичный случай, то в анекдоте даётся вымышленный, приукрашенный или преувеличенный типичный случай. В анекдотической ситуации даётся оценка описываемого, открытая. субъективная, а в анекдоте оценка скрытая, только подразумевается. То же самое насчёт причин происшедшего, по сравнению с анекдотической ситуацией в анекдоте видим только намёки на объяснение.
- Милостивый Боже! Сделай так, чтобы Лондон стал столицей Дании, как я вчера написал в контрольной по географии.
В учебнике риторики под редакцией Т.А.Ладыженской секреты создания анекдота открывают с помощью этапов подготовки речи.
Анекдот всегда построен на несоответствии ожидаемому и на возможности переноса смысла анекдота на другие ситуации. Это может относиться как к одному структурному компоненту анекдота (ситуации, героям, их поведению, речи, привычкам), так и к нескольким компонентам сразу.
- ИЗОБРЕТЕНИЕ при создании анекдота начинается с поисков анекдотической ситуации, подбора анекдотических персонажей, способных сделать многозначительной и смешной любую ситуацию.
- Вы не скажете, когда мне нужно сойти, чтобы попасть на Дерибасовскую улицу?
- Следите за мной и выходите на одну остановку раньше. (Вот оно, несоответствие ожидаемому.)
- Кого только не делают героями анекдотов: политических и исторических деятелей, людей различных национальностей. профессий, возрастов, культурных уровней. героев мультфильмов и кинофильмов! Подумайте, о ком вы не знаете анекдота, и выберите его в качестве героя своего анекдота.
- Обычным ситуациям в анекдотах соответствуют анекдотические герои, а в анекдотических ситуациях встречаются обычные персонажи. Если получилось такое сочетание - анекдот практически готов, осталось только придумать логическое завершение ситуации. Например:
Колобок выходит из бани...
- Тьфу ты, опять забыл голову помыть! ( Анекдоты от Никулина).
- Если в анекдотические ситуации помещаются анекдотические герои, а в обычные ситуации - обычные герои, нужно придумать оригинальный выход из ситуации. Например:
- Согласно вашей жалобе, обвиняемый сказал, что вы - дурак. Это правда?
- Чистая правда.
- Так на что же вы жалуетесь?
Плетутся по пустыне две английские булавки. Одна говорит другой:
- Я умираю от жары!
- А ты расстегнись! (Анекдоты от Никулина).
2. РАСПОЛОЖЕНИЕ при создании анекдотов помогает неожиданным образом завершить текст (усилить нужный эффект) или создать намёк на возможность второго плана в трактовке ситуации.
В кабинете редактора идёт обсуждение свежих материалов корреспондента.
- А ты молодец, - обращается редактор к репортёру. - Такой замечательный заголовок придумал...
- Я очень рад, что вам понравилось.
- Вот бы к нему ещё и репортаж! (Анекдоты об интеллигентах)
3 . УКРАШЕНИЕ. В анекдоте общий эффект зависит от каждого слова. В анекдоте нет никаких жанровых ограничений на выбор средств выражения. Главное, чтобы они точно соответствовали речевой задаче. Выбор средств выражения происходит иногда на этапе изобретения.
- Речь героев анекдота часто намеренно насыщается речевыми недочётами.
Старая бабка обращается к патлатому парню в джинсах:
- Молодой человек, как пройти на улицу Горького?
Он отвечает:
- Во-первых, не молодой человек, а чувак. Во-вторых, не пройти. а кинуть кости. В-третьих, не на улицу Горького. а на Пешков-стрит. А в-четвёртых, вон у милиционера спроси.
Бабка подходит к милиционеру и спрашивает:
- Чувак, как кинуть кости на Пешков-стрит?
- Хипуешь, клюшка? (Анекдоты от Никулина)
- В большинстве случаев мы рассказываем анекдот не столько уху, сколько воображению. Если сразу во всех значимых деталях возникает нужная картина - уже смешно.
Два японца в нашей гостинице краны водопроводные открыли. а вода не течёт.
Один спрашивает:
- Может, на микросхемах?
Другой руку под кран подносит:
- Нет, думаю, фотоэлементы. ( Ситуация от М.Задорнова)
- Многие анекдоты строятся на игре слов.
В деревенской избе ночью раздаётся стук в окно.
- Дрова нужны?
- Нет.
Утром просыпаются - дров нет.
Write a comment