Практические советы по созданию анекдота

Анекдот имеет следующие компоненты:

  • описание или называние ситуации;
  • называние персонажей анекдота (как правило, традиционных для всей серии);
  • "соль" анекдота - неожиданную остроумную реплику в диалоге, реакцию, оценку, действие, в которых и сосредоточен основной смысл текста;
  • психологическую паузу, в течение которой анекдот "доходит" до слушателей.

Анекдот нужно отличать от анекдотической ситуации, которая может быть положена в основу анекдота. Если в анекдотической ситуации подробно описаны условия, делающие эту ситуацию анекдотической, то в самом анекдоте эта ситуация кратко называется. (Например: "Молитва гимназиста"). Если в анекдотической ситуации описывается реальный единичный случай, то в анекдоте даётся вымышленный, приукрашенный или преувеличенный типичный случай. В анекдотической ситуации даётся оценка описываемого, открытая. субъективная, а в анекдоте оценка скрытая, только подразумевается. То же самое насчёт причин происшедшего, по сравнению с анекдотической ситуацией в анекдоте видим только намёки на объяснение.

- Милостивый Боже! Сделай так, чтобы Лондон стал столицей Дании, как я вчера написал в контрольной по географии.

 

В учебнике риторики под редакцией Т.А.Ладыженской  секреты создания анекдота открывают  с помощью этапов подготовки речи.

Анекдот всегда построен на несоответствии ожидаемому и на возможности переноса смысла анекдота на другие ситуации. Это может относиться как к одному структурному компоненту анекдота (ситуации, героям, их поведению, речи, привычкам), так и к нескольким компонентам сразу.

  1. ИЗОБРЕТЕНИЕ при создании анекдота начинается с поисков анекдотической ситуации, подбора анекдотических персонажей, способных сделать многозначительной и смешной любую ситуацию.

- Вы не скажете, когда мне нужно сойти, чтобы попасть на Дерибасовскую улицу?

- Следите за мной и выходите на одну остановку раньше. (Вот оно, несоответствие ожидаемому.)

  • Кого только не делают героями анекдотов: политических и исторических деятелей, людей различных национальностей. профессий, возрастов, культурных уровней. героев мультфильмов и кинофильмов! Подумайте, о ком вы не знаете анекдота, и выберите его в качестве героя своего анекдота.
  • Обычным ситуациям в анекдотах соответствуют анекдотические герои, а в анекдотических ситуациях встречаются обычные персонажи. Если получилось такое сочетание - анекдот практически готов, осталось только придумать логическое завершение ситуации. Например:

Колобок выходит из бани...

- Тьфу ты, опять забыл голову помыть! ( Анекдоты от Никулина).

  • Если в анекдотические ситуации помещаются анекдотические герои, а в обычные ситуации - обычные герои, нужно придумать оригинальный выход из ситуации. Например:

- Согласно вашей жалобе, обвиняемый сказал, что вы - дурак. Это правда?

- Чистая правда.

- Так на что же вы жалуетесь?

Плетутся по пустыне две английские булавки. Одна говорит другой:

- Я умираю от жары!

- А ты расстегнись! (Анекдоты от Никулина).

2. РАСПОЛОЖЕНИЕ при создании анекдотов помогает неожиданным образом завершить текст (усилить нужный эффект) или создать намёк на возможность второго плана в трактовке ситуации.

В кабинете редактора идёт обсуждение свежих материалов корреспондента.

- А ты молодец, - обращается редактор к репортёру. - Такой замечательный заголовок придумал...

- Я очень рад, что вам понравилось.

- Вот бы к нему ещё и репортаж! (Анекдоты об интеллигентах)

3 . УКРАШЕНИЕ. В анекдоте общий эффект зависит от каждого слова. В анекдоте нет никаких жанровых ограничений на выбор средств выражения. Главное, чтобы они точно соответствовали речевой задаче. Выбор средств выражения происходит иногда на этапе изобретения.

  • Речь героев анекдота часто намеренно насыщается речевыми недочётами.

Старая бабка обращается к патлатому парню в джинсах:

- Молодой человек, как пройти на улицу Горького?

Он отвечает:

- Во-первых, не молодой человек, а чувак. Во-вторых, не пройти. а кинуть кости. В-третьих, не на улицу Горького. а на Пешков-стрит. А в-четвёртых, вон у милиционера спроси.

Бабка подходит к милиционеру и спрашивает:

- Чувак, как кинуть кости на Пешков-стрит?

- Хипуешь, клюшка? (Анекдоты от Никулина)

  • В большинстве случаев мы рассказываем анекдот не столько уху, сколько воображению. Если сразу во всех значимых деталях возникает нужная картина - уже смешно.

Два японца в нашей гостинице краны водопроводные открыли. а вода не течёт.

Один спрашивает:

- Может, на микросхемах?

Другой руку под кран подносит:

- Нет, думаю, фотоэлементы. ( Ситуация от М.Задорнова)

  • Многие анекдоты строятся на игре слов.

В деревенской избе ночью раздаётся стук в окно.

- Дрова нужны?

- Нет.

Утром просыпаются - дров нет.

 

Write a comment

Comments: 0