1. Технологии образного описания.
- Эзра Паунд: "Классическая литература - это простые слова, заряжённые глубоким смыслом". К чему эта цитата? К тому, что при создании образов совсем ненужно придумывать ненужные "красивости", "вычурности". Еще Александр Пушкин в своей статье "О прозе" критиковал умников, которые вместо того, чтобы сказать "дружба", говорят: "сие священное чувство, коего благородный пламень и пр.", вместо "эта молодая хорошая актриса" - "сия юная питомица Талии и Мельпомены, щедро одарённая Аполлоном".
- Самое сильное описание - то, которое даёт самое сильное настроение и включает в себя сильный визуальный (иногда звуковой) или физиологический образ. Жюль Валлэс: "Река так холодна, что обжигает пальцы. Я вошёл однажды в воду до бёдер; мне показалось, что у меня отрезаны ноги ледяной пилой".
- Описание, даже фантастическое. лучше всего делать с натуры - с реальных характеров, мест, событий, чтобы создать у читателя ощущение реальности. Подлинный реализм - это умение видеть обе стороны жизни - чёрную и белую, описывать доброе и честное как столь же реальное, как и злое и недостойное.
- Механизм воображения основан на творческом копировании действительности. Память автора интерпретирует объекты наблюдения в зависимости от эмоционального резонанса восприятия. Гомер о тоске Одиссея по родине: "Он хотел увидеть дым, поднимающийся над кровлей родного дома".
- Эпическая техника описания отбирает ключевые, самые сильные черты, сгущая их. Это эпическое сгущение. Гомер: "он продолжал ещё говорить, когда голова его упала". Возникающие проблемы: неудачный отбор деталей и смещение образа.
- Поэтическое накопление. Техника описания, которая накапливает. нагромождает и лирически развивает тему. Возникающая проблема: лёгкий стиль "в погоне за всеми бабочками". Вольтер: "Стремленье всё сказать - вот средство всем наскучить". Решение проблем: точный отбор и краткое, яркое описание деталей. Шатобриан: "Я задремал под стук дождя о верх коляски" (дайте поработать воображению читателя).
- Образ - это творчески выраженная мысль. Новизна, нестандартность, оригинальность.
- Задействуйте все чувства: вижу, осязаю, обоняю, прикасаюсь, ощущаю на вкус и чувствую запах. У каждого своя ведущая система восприятия, надо захватить как можно больше типов читателей. Данте при описании ада: "молчащее солнце", "беззвёздный воздух".
- Одна из технологий создания образа - преувеличение, развитие представления за привычные пределы. Гюго о молнии: "Словно воздушный великан обнажает шпагу".
- Перенесение опыта и образов одной области в другую. Шатобриан о заходящем солнце: "люстра, опускающаяся по окончании спектакля".
- Самые типичные способы создания образа - метафора и сравнение, когда свойства одного предмета или явления придаются другому. Ножка стола, горлышко кувшина,осоловел, съёжился, остолбенел, ярмарка тщеславия, лоно природы,град пуль, поток времени. Это типичные метафоры языка. Они являются частью культуры и выражают мышление народа. Но в речи писателя эти метафоры являются штампами. Типичные оригинальные метафоры писателя являются частью его художественного стиля. N.B.! В метафоричности важна мера, чтобы, стремясь к оригинальности. не впасть в причудливость, когда читатель просто не может вообразить то, что вы написали. Избыток метафор делает речь утомительной и грузной: "лоб слоновой кости. глаза. как сапфиры. волосы, как смоль, лебяжья шея, коралловые уста и жемчужные зубы".
2. Объекты для записной книжки писателя.
- Во время работы над рассказом - записывать приходящие слова и образы.
- Для обновления образного ряда - записывать удачные обороты из уличной речи и хорошей литературы.
- Разные виды искусства и общение с творческими людьми развивают вкус и стиль, увеличивают ассоциативность мыслей.
- Наблюдение событий семьи (автобиографизм), близкого окружения и эпохи (мемуары).
- Раздумья о смысле жизни.
- Целенаправленный сбор цитат и фрагментов, наблюдений и оборотов речи по какой-то теме, чтобы "подобраться" к будущему рассказу или поэме. Например, И.С.Тургенев вёл дневник Базарова, работая над романом "Отцы и дети". Дневник требовался только для того, чтобы автор не спускал глаз со своего героя, знал все его мысли, чувства, впечатления.
Цель работы в дневниках и записных книжках современного писателя - рассказывать истории, показывающие человеку, каков он есть и как ему стать лучше.
Домашнее задание: начать работать в записной книжке писателя (рассказ о школе позиционировать как конечную цель). Собрать рабочий материал для образов и описаний из школьной жизни.
Write a comment