Категория комического в поэзии

Ирония. Намеренное употребление, для выражения насмешки, слов с противоположным значением тому, что желает сказать человек. Напр.: глуповатому говорят: умница! шаловливому ребенку: скромный мальчик! В басне Крылова лиса говорит ослу: "Отколе умная бредешь ты, голова?" В "Песне про купца Калашникова" Грозный такими словами изрекает смертный приговор:

А ты сам ступай, детинушка,

На высокое место лобное,

Сложи свою буйную головушку.

Я топор велю наточить-навострить,

Палача велю одеть-нарядить,

В большой колокол прикажу звонить,

Чтобы знали все люди московские,

Что ты не оставлен моей милостью...

Целиком на иронии построено полное горькой усмешки стихотворение Н.А. Некрасова "Калистрат", написанное в 1863 году:

Надо мной певала матушка,

Колыбель мою качаючи:

"Будешь счастлив, Калистратушка!

Будешь жить ты припеваючи!"

 

И сбылось, по воле Божией,

Предсказанье моей матушки:

Нет богаче, нет пригожее,

Нет нарядней Калистратушки!

 

В ключевой воде купаюся, 

Пятерней чешу волосыньки,

Урожаю дожидаюся

С непосеянной полосыньки!

 

А хозяйка занимается

На нагих детишек стиркою,

Пуще мужа наряжается – 

Носит лапти с подковыркою!..

Сарказм (от греч., буквально – рву мясо) - едкая, злая, язвительная насмешка над изображаемым явлением, соединенная с негодованием или презрением. У Пушкина в "Борис Годунов" Шуйский говорит о Борисе:

Какая честь для нас, для всей Руси!

Вчерашний раб, татарин, зять Малюты,

Зять палача, и сам в душе палач,

Возьмет венец и бармы Мономаха!

ЭПИГРА́ММА - (от греч. - надпись) – родившаяся из античных надписей на памятниках, подарках и т.д., объясняющих их значение; форма коротких сатирических стихотворений с почти непременной остр́отой в конце.

В России жанр заявил о себе уже в XVII веке. В дальнейшем эпиграмма постоянно откликалась на происходившие злободневные события в жизни страны (часто политические), нередко была обращена к конкретному лицу. И ныне эпиграмма существует как в письменной, так и в устной форме.

Примеры эпиграмматических текстов:

У нас в провинции нарядней нет Любови!

По моде с ног до головы:

Наколки, цвет лица, помаду, зубы, брови –

Все получает из Москвы! (В.А. Жуковский)

Е. Евтушенко

Шуми, мой друг, шуми! Молчанья не прошу,

Но, как читатель, заявляю прямо:

Куда приятней станет этот шум,

Коль меньше будет в нем саморекламы! (М.А. Светлов)

САТИ́РА - (от лат. - смесь; так определялся стихотворный жанр античной литературы, в котором разнообразная тематика была представлена в виде пародий, юмористических посланий, памфлетов и т.д.) – особый способ художественного воспроизведения действительности, ставящий своей задачей нелицеприятную критику, обличение, высмеивание, изображение несообразности различных ее явлений. Сатира всегда создает образ в значительной степени условный, что достигается за счет сознательного искажения реальности при помощи гиперболизации и гротеска. Для нее характерна отчетливо выраженная отрицательная окраска изображаемого. Сформировавшись в Древнем Риме в качестве обличительного жанра лирики, в дальнейшем сатира во многом определила жанровую специфику басни, бурлеска, комедии, памфлета, сатирического романа, фельетона, эпиграммы. Эстетическое назначение сатиры – вызывать и возрождать воспоминания о таких жизненных ценностях, как доброта, истина, справедливость, красота, оскорбляемых подлостью, низостью, глупостью, пороком.

В русской литературе сатира появилась в XVII веке. "Литература наша началась сатирою, продолжалась сатирою и до сих пор стоит на сатире", – писал в 1859 году Н.А. Добролюбов. У истоков отечественной сатиры стоят народные произведения – "Повесть о Ерше Ершовиче", "Повесть о Шемякином суде", "Повесть о Фоме и Ереме", "Сказание о попе Савве", "Лечебник на иноземцев", "Слово о мужиках ревнивых" и др. Сатирические мотивы присутствуют и во многих фольклорных жанрах – в былинах, сказках, легендах, балладах, песнях, притчах, частушках. В них, как и в повестях, насмешкам подвергаются богатые купцы, помещики, судьи, разные тунеядцы, проходимцы, лентяи, скупцы, развратники. Родоначальником книжной сатирической поэзии является А.Д. Кантемир.

ПАМФЛЕ́Т - (от англ. - листок, который держат в руках) – произведение публицистического жанра, для которого характерны злободневность, резкое обличение, направленное против какого-либо общественно-политического явления, государственной, философской или эстетической системы, или какого-либо влиятельного в обществе деятеля («Гимн судье» В.Маяковского).

В. Маяковский. Гимн судье

По Красному морю плывут каторжане,

трудом выгребая галеру,

рыком покрыв кандальное ржанье,

орут о родине Пеpy.

 

О рае Перу орут перуанцы,

где птицы, танцы, бабы

и где над венцами цветов померанца

были до небес баобабы.

 

Банан, ананасы! Радостей груда!

Вино в запечатанной посуде...

Но вот неизвестно зачем и откуда

на Перу наперли судьи!

 

И птиц, и танцы, и их перуанок

кругом обложили статьями.

Глаза у судьи — пара жестянок

мерцает в помойной яме.

 

Попал павлин оранжево-синий

под глаз его строгий, как пост,—

и вылинял моментально павлиний

великолепный хвост!

 

А возле Перу летали по прерии

птички такие — колибри;

судья поймал и пух и перья

бедной колибри выбрил.

 

И нет ни в одной долине ныне

гор, вулканом горящих.

Судья написал на каждой долине:

«Долина для некурящих».

 

В бедном Перу стихи мои даже

в запрете под страхом пыток.

Судья сказал: «Те, что в продаже,

тоже спиртной напиток».

 

Экватор дрожит от кандальных звонов.

А в Перу бесптичье, безлюдье...

Лишь, злобно забившись под своды законов,

живут унылые судьи.

 

А знаете, все-таки жаль перуанца.

Зря ему дали галеру.

Судьи мешают и птице, и танцу,

и мне, и вам, и Перу. (1915)

ПАРО́ДИЯ - (от греч. - перепев) – комическое воспроизведение и высмеивание стилистических приемов какого-либо писателя, карикатурное подчеркивание особенностей его творческой манеры, подражание его конкретному произведению или группе художественных, публицистических, литературно-критических и литературоведческих текстов. Наиболее характерные образцы пародийной формы в русской литературе разных исторических промежутков принадлежат А.П. Сумарокову, А.А. Шаховскому, Н.А. Полевому, И.И. Панаеву, В.С. Курочкину, Д.Д. Минаеву, А.А. Измайлову, З.С. Паперному, А.А. Иванову, А.Г. Архангельскому.

Тамара Панферова. Ответ Игорю Иртеньеву

Женщины носят чулки и колготки

И равнодушны к вопросам культуры.

20% из них — идиотки.

30% — набитые дуры.

40% из них — психопатки.

Это нам в сумме дает 90.

10% имеем в остатке.

Да и из этих-то выбрать не просто.

И. Иртеньев

1997 

Носят мужчины усы и бородки. 

И обсуждают вопросы любые.

20 процентов из них -  голубые,

40 процентов - любители водки.

30 процентов из них - импотенты,

У десяти  - с головой не в порядке.

В сумме нам это дает 100 процентов,

И ничего не имеем в остатке.

2002

Практическое задание к занятию: написать эпиграмму на своего одноклассника.

Write a comment

Comments: 0