В начале занятия мы обратили внимание на одно из образных средств в арсенале поэта или писателя. Это метонимия.
Метонимией называется троп, в котором одно понятие заменяется другим на основании тесной связи между понятиями. Тесная связь существует, напр., между причиной и следствием, орудием и действием, автором и его произведением, владельцем и собственностью, материалом и сделанной из него вещью, содержащим и содержимым и т.д. Понятия, состоящие в подобной связи, и употребляются в речи одно вместо другого. Напр.:
1. Причина вместо следствия: огонь истребил деревню.
2. Орудие вместо действия: какое бойкое перо!
3. Автор - произведение: читаю Пушкина.
4. Владелец - собственность: сосед горит!
5. Материал - вещь: весь шкаф занят серебром; "не то на серебре, на золоте едал".
6. Содержащее - содержимое: обед из трех блюд; я две тарелки съел.
Одной из разновидностей метонимии является синекдоха.
Синекдохой называется троп, в котором одно понятие заменяется другим на основании количественного отношения между понятиями. Количественное отношение существует между частью и целым, единственным и множественным числом, определенным и неопределенным, между родом и видом. В речи и употребляется:
а) часть вместо целого: семья состоит из пяти душ, "Уж постоим мы головою за родину свою".
б) единственное число вместо множественного и наоборот: "Отсель грозить мы будем шведу", неприятель показался.
Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана... (Лермонтов)
"Пожарские, Минины, Дионисии, Филареты, Палицыны, Трубецкие и множество других верных сынов России... стекаются, ополчаются, гремят и Москву от
бедствий, Россию от ига иноплеменных освобождают." ("Опыты" - Перевощикова)
в) определенное вместо неопределенного: "Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов"; по поверхности степи брызнули миллионы разных цветов.
г) род вместо вида: "Прекрасное светило простерло блеск свой по земле"
д) антономасия - особый вид синекдохи, состоящий в замене нарицательного имени собственным: он настоящий Крез (богач), Геркулес (силач), Чичиков (прохвост) и т.п.
На этом занятии мы сосредоточились на чисто лирических жанрах. Это ода, элегия, послание, песня, сонет, рондо, идиллия, пастораль, мадригал, романс, стансы, гимн.
Состоялась небольшая беседа на тему жизни жанров. Мы обсудили следующие вопросы:
1. Являются ли жанры статическим явлением в литературе?
2. Какие из лирических жанров стали историей литературы?
3. Какие жанры лирики популярны сегодня? Почему?
Повторив некоторые теоретические сведения по стихосложению (размеры, рифмы, рифмовки, строфика), приступили к практической части. Начали писать произведение в жанре послания, которые надо закончить дома.
Write a comment