Образ героя (конструирование)
1. Общие данные: имя, пол, возраст, физическое состояние и здоровье, ум, внешность.
2. Истоки жизни: детство, юность, отношения с родителями, братьями и сёстрами, другими важными людьми; образ и место жизни в детстве; особенности школьного образования, детские увлечения; особенности послешкольного образования, армейской службы и др.
3. Семья сегодня: личная жизнь, моральные принципы. Свои дети и отношения с ними. Отношение к детям вообще. Сегодняшние отношения с родителями и другими важными людьми детства и юности.
4. Профессия, работа, отношения на работе и вокруг неё, отношение к работе.
5. Хобби, интересы, увлечения, мечты, включая тайные.
6. Психологический портрет: экстраверт/интроверт, пессимист/оптимист, холерик/сангвиник, меланхолик/флегматик, а также жизненная философия, включая политические и религиозные взгляды.
7. Коммуникация и речь: насколько чётко персонаж выражает свои мысли? Использует ли диалекты, сленг, ненормативную лексику? Имеет ли акцент или иные особенности (шепелявит, картавит и пр.)?
8. Цель этого персонажа и его отношения с другими героями вашей истории. Чего хочет и чего боится герой? Какова его цель? Почему он хочет её достичь? Кто и что стоит на его пути? Какие слабости мешают ему её достичь? Какие сильные стороны героя помогают ему достичь цели? Что позволяет ему настойчиво продвигаться к ней?
Масштаб произведения определяется мерой изменения героя. Герой не обязан быть хорошим или плохим. Но он должен быть интересным. И его эволюция тоже. Эволюция показывается через внешние действия и связанные с ними внутренние перемены героя.
Обратимся к понятию конфликта. Конфликт внутренний или внешний и есть то самое испытание героя с целью достижения достойного его сокровища (вспомним схему построения сюжета по истории Ахилла).
Четыре типа конфликтов
1. Борьба с бедствием. Внезапное бедствие, роковая неосторожность, судебная или социальная ошибка, похищение, потеря дорогого человека, преследование, жертва, мольба, обретение утраченного, спасение.
2. Борьба с обществом. Возмущение и бунт. Месть за преступление против себя или другого. Дерзкая попытка отстоять своё мнение. Самопожертвование ради идеала.
3. Соперничество близких. Препятствие любви или любовь к врагу. Адюльтер или соперничество неравных, невольное преступление любви или ненависть, бесчестное поведение любимых, предательство или убийство близкого, наказание или самопожертвование ради близких или страсти, месть, ревность или зависть.
4. Борьба с Богом. Достижение мечты. Загадка. Богоборчество. Честолюбие и властолюбие. Угрызения совести. Безумие.
Как заставить героя совершать подвиги? Надо систематизировать потребности и активности героев.
Уровни потребностей по модели Абрахама Маслоу:
1) физиология (дыхание, еда, сон…) и безопасность (для себя и близких);
2) потребность любить и быть частью сообщества (дружба, семья и пр.);
3) желание получить статус и признание в обществе (социальная основа самоуважения);
4) самоактуализация (творчество, человечность, нравственное отношение к природе);
5) трансперсональные задачи (служение, миссия, Божественный смысл).
Чем ниже по шкале, тем активней страх и желание главных героев и тем выше эмоциональный накал страстей в повествовании.
Кино, рассчитанное на массового зрителя. использует пирамиду Маслоу предельно ярко. Почему так популярен фильм "Титаник"? Его герои в процессе сюжета скатываются с верха пирамиды в самый низ, борясь за свою безопасность. а потом и жизнь. И они находят в себе силы, чтобы опять взлететь на самый верх, предпочтя любовь материальному и жизнь другого человека собственному выживанию.
Домашнее задание: с учётом полученных консультаций продолжить работу над рассказом о члене своей семьи.
Write a comment