Фигуры речи – такие обороты речи, в которых автор отступает от обычного синтаксического строя в целях усиления воздействия своего текста на читателя. Фигуры речи делятся на семантические (антитеза, оксюморон, градация) и синтаксические (обращение или апострофа, повторение, параллелизм, анафора, эпифора, инверсия, умолчание, восклицание).
Антитеза (от греч. «противоположение») – стилистическая фигура контраста, резкого противопоставления предметов, явлений, их свойств с целью сильнее подействовать на душу человека быстрой сменой противоположных впечатлений, сделать их смысловым «фокусом» фразы.
- Господин полковник, - сказал капитан Сташек, - в Омск мы вступали свободнее и торжественнее. Нас встречали цветами…
- Да, но теперь мы не вступаем, а выступаем. Поэтому нас не встречают, а провожают. И не цветочками, а ягодками… (С.В. Сартаков)
Есть у памяти свойство такое:
После самых суровых невзгод
Забывается быстро плохое,
А хорошее долго живёт. (К.Я. Ваншенкин)
Оксюморон (греч. «остроумно-глупое») – соединение противоположных по смыслу слов, образно раскрывающих противоречивую сущность обозначаемого:
И день настал. Встаёт с одра
Мазепа, сей страдалец хилый,
Сей труп живой, еще вчера
Стонавший слабо над могилой. (А.С.Пушкин)
Стоило только мне погрузиться в эти пуховые волны, как какое-то снотворное, маковое покрывало тотчас надвигалось на мои глаза и застилало от них весь Петербург с его веселящейся скукой и скучающей весёлостью. (Н.С.Лесков)
Градация (лат. «постепенное возвышение, усиление») – расположение близких по значению слов в порядке нарастания или ослабления их эмоционально-смысловой значимости. Восходящая и нисходящая.
При одном предположении подобного случая вы должны были… испустить ручьи… что я говорю! Реки, озёра, океаны слёз!.. (Ф.М.Достоевский)
А между тем это был ведь человек умнейший и даже даровитейший, человек, так сказать, даже науки, хотя, впрочем, в науке… ну, одним словом, в науке он сделал не так много и, кажется, совсем ничего. (Ф.М.Достоевский)
Обращение или апострофа. Эта фигура появляется у сильно взволнованного человека, когда он под влиянием чувства обращается в форме вопроса или восклицания к Богу, к предметам неодушевленным, к отсутствующим или мертвым и т.п.
Ах ты, поле мое, поле чистое!
Ты раздолье мое широкое! (Народная песня)
Скажи мне, ветка Палестины,
Где ты росла, где ты цвела? (М.Ю.Лермонтов)
Повторение. Фигура повторения является, когда мысль автора особенно занята каким-нибудь предметом, и он обнаруживает это в речи, повторяя несколько раз одно слово или целую картину.
Вырыта заступом яма глубокая.
Жизнь невеселая, жизнь одинокая,
Жизнь бесприютная, жизнь терпеливая,
Жизнь, как осенняя ночь, молчаливая, -
Горько она, моя бедная, шла... (Никитин)
Параллелизм (от греч. «идущий рядом») - фигура, представляющая однородное синтаксическое построение предложений или их частей. Структурный параллелизм обычно сопровождается содержательным.
Жизнь без тревог – прекрасный, светлый день;
Тревожная – весны младые грозы.
Там – солнца луч, и в зной оливы сень,
А здесь – и гром, и молния, и слёзы… (А.Н.Майков)
Разновидности: анафора (единоначатие с целью подчёркивания основной мысли текста) и эпифора (выразительное повторение слов и выражений в конце текста).
Клянусь я первым днём творенья,
Клянусь его последним днём,
Клянусь позором преступленья
И вечной правды торжеством… (М.Ю.Лермонтов)
Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? (Н.В.Гоголь)
Инверсия (лат. «перестановка») - расположение слов или частей предложения в ином порядке, чем установлено правилами, для подчёркнутого выражения определённой мысли.
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастёт народная тропа,
Вознёсся выше он главою непокорной
Александрийского столпа. (А.С.Пушкин)
Ср. в обычном порядке: Я воздвиг себе нерукотворный памятник, народная тропа не зарастёт к нему, он вознёсся непокорной главою выше Александрийского столпа.
Умолчание состоит в опущении слов и целых предложений и употребляется тогда, когда у взволнованного человека быстро сменяется одно чувство другим, быстро следует одна мысль за другою, и он не успевает облекать их в словесную форму. Начатая речь внезапно прерывается в расчёте на то, что читатель продолжит её, творчески завершит, на то, что это вызовет у него определённые эмоции.
- Я к вам в последний раз пришёл, - угрюмо продолжал Раскольников, хотя и теперь был только первый, - я, может быть, вас не увижу больше…
- Вы… едете?
- Не знаю… всё завтра…
- Так вы не будете завтра у Катерины Ивановны? – дрогнул голос у Сони.
- Не знаю. Всё завтра утром… Не в том дело: я пришёл одно слово сказать… (Ф.М.Достоевский)
Восклицание. Писатель выражает сильно волнующие его чувства, прерывая восклицаниями последовательное течение мысли.
Так Ломоносов в оде "На восшествие на престол Елизаветы Петровны" речь о делах Петра Великого вдруг прерывает восклицанием:
Но ах, жестокая судьбина!
Бессмертия достойный муж,
Блаженства нашего причина,
К небесной скорби наших душ,
Завистливым отторжен роком...
Риторический вопрос – вопросительное предложение, являющееся утвердительным по содержанию и не требующее ответа. Употребляется для привлечения внимания, усиления эмоционального воздействия высказывания.
Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? (А.С.Пушкин)
На занятии мы знакомились с фигурами речи, разбирали примеры и практиковались в создании собственных вариантов.
Write a comment