1. Перед разминкой "Укрась фразу эпитетом, сравнением, метафорой" вспомнили, что эпитет - это такое художественное определение, которое актуализирует какое-то качество предмета в соответствии с авторским замыслом. Метафора - скрытое сравнение.
Начальная фраза: Небо и моя душа. Преобразование: Ясное небо отражается в моей душе, как твой искренний взгляд, пониманием.
Начальная фраза: Солнце опускается за горизонт. Преобразование: Усталое светило неторопливо спускается со своего трона.
2. Работа с кейсом " Классические поэтические жанры. Определим жанр стихотворения".
Вспомнили отличие эпической поэзии от лирической. Самостоятельно ознакомились с определениями жанров и потренировались в их узнавании на примерах из классики.
Род литературы
Словесно-художественное произведение, как правило, в качестве преобладающего имеет или повествование о событиях (эпос), или их только диалогическое изображение (драма), или же воссоздание душевного состояния человека, эмоциональное размышление о сущности бытия (лирика).
К эпическим стихотворным жанрам относятся: былина, загадка, потешка, басня, сказка. К лирическим стихотворным жанрам относятся: ода, гимн, элегия, сонет, послание, мадригал, романс, рондо, эпиграмма, сатира. Дума, баллада, поэма, роман в стихах – лиро-эпические жанры.
Былина - героико-патриотическая песня-сказание, повествующая о подвигах богатырей и отражающая жизнь Древней Руси IX—XIII веков.
Баллада - сюжетное стихотворение, построенное на фантастическом, фольклорном, легендарно-историческом, бытовом материале, с мрачным, таинственным колоритом.
Тускло светится луна
В сумраке тумана —
Молчалива и грустна
Милая Светлана.
«Что, подруженька, с тобой?
Вымолви словечко;
Слушай песни круговой;
Вынь себе колечко.
Пой, красавица: Кузнец,
Скуй мне злат и нов венец,
Скуй кольцо златое;
Мне венчаться тем венцом,
Обручаться тем кольцом
При святом налое». («Светлана» Василия Жуковского)
Басня - короткий, нередко комический рассказ в стихах или прозе, с прямым моральным выводом, придающим рассказу аллегорический смысл. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи.
Свинья под Дубом вековым
Наелась желудей досыта, до отвала;
Наевшись, выспалась под ним;
Потом, глаза продравши, встала
И рылом подрывать у Дуба корни стала.
"Ведь это дереву вредит, -
Ей с Дубу Ворон говорит, -
Коль корни обнажишь, оно засохнуть может".
"Пусть сохнет, - говорит Свинья, -
Ничуть меня то не тревожит,
В нем проку мало вижу я;
Хоть век его не будь, ничуть не пожалею;
Лишь были б желуди: ведь я от них жирею".
"Неблагодарная! - примолвил Дуб ей тут, -
Когда бы вверх могла поднять ты рыло,
Тебе бы видно было,
Что эти желуди на мне растут".
Невежда так же в ослепленье
Бранит науку и ученье
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды. («Свинья под дубом» И.А. Крылова)
Дума - поэтическое размышления автора на различные философские, исторические или социально-бытовые темы. Дума имеет некоторое сходство с балладой, основана на реальных исторических событиях, но в ней нет фантастического элемента.
"Куда ты ведешь нас?.. не видно ни зги! -
Сусанину с сердцем вскричали враги: -
Мы вязнем и тонем в сугробинах снега;
Нам, знать, не добраться с тобой до ночлега.
Ты сбился, брат, верно, нарочно с пути;
Но тем Михаила тебе не спасти!
(…)
"Куда ты завел нас?" - лях старый вскричал.
"Туда, куда нужно! - Сусанин сказал. -
Убейте! замучьте! - моя здесь могила!
Но знайте и рвитесь: я спас Михаила!
Предателя, мнили, во мне вы нашли:
Их нет и не будет на Русской земли!
В ней каждый отчизну с младенчества любит
И душу изменой свою не погубит". («Иван Сусанин» Кондратия Рылеева)
Ода - торжественное стихотворение, (от греч. ode — песня), жанр лирической поэзии и музыки; торжественные, патетические, прославляющие произведения.
Богоподобная царевна
Киргиз-Кайсацкия орды!
Которой мудрость несравненна
Открыла верные следы
Царевичу младому Хлору
Взойти на ту высоку гору,
Где роза без шипов растет,
Где добродетель обитает, —
Она мой дух и ум пленяет,
Подай найти ее совет.
Подай, Фелица! наставленье:
Как пышно и правдиво жить,
Как укрощать страстей волненье
И счастливым на свете быть?
Меня твой голос возбуждает,
Меня твой сын препровождает;
Но им последовать я слаб.
Мятясь житейской суетою,
Сегодня властвую собою,
А завтра прихотям я раб. («Фелица» Г.Р.Державина)
Элегия - стихотворение грустного содержания. В новоевропейской поэзии сохраняет устойчивые черты: интимность, мотивы разочарования, несчастливой любви, одиночества, бренности земного бытия, определяет риторичность в изображении эмоций; классический жанр сентиментализма и романтизма («Признание» Е. Баратынского )
Притворной нежности не требуй от меня:
Я сердца моего не скрою хлад печальный.
Ты права, в нем уж нет прекрасного огня
Моей любви первоначальной.
Напрасно я себе на память приводил
И милый образ твой и прежние мечтанья:
Безжизненны мои воспоминанья,
Я клятвы дал, но дал их выше сил.
Я не пленен красавицей другою,
Мечты ревнивые от сердца удали;
Но годы долгие в разлуке протекли,
Но в бурях жизненных развлекся я душою.
Уж ты жила неверной тенью в ней;
Уже к тебе взывал я редко, принужденно,
И пламень мой, слабея постепенно,
Собою сам погас в душе моей.
Верь, жалок я один. Душа любви желает,
Но я любить не буду вновь;
Вновь не забудусь я: вполне упоевает
Нас только первая любовь.
Послание - поэтическое произведение в форме письма к реальному или фиктивному лицу.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена! («К Чаадаеву» А.Пушкина)
Песня - род словесно-музыкального искусства; жанр вокальной музыки (народной и профессиональной). Музыкальная форма песни, как и ее поэтическая форма, обычно куплетная или строфическая. Классификация песен: по содержанию — лирические, патриотические, сатирические и т. п.; по социальной функции — обрядовые, бытовые, военно-строевые и т. п.
Сонет - (итал. sonetto), твердая форма: стихотворение из 14 строк, образующих 2 четверостишия-катрена (на 2 рифмы) и 2 трехстишия-терцета (на 2 или 3 рифмы), чаще всего во «французской» последовательности — abba abba ccd eed (или ccd ede) или в «итальянской» — abab abab cdc dcd (или cde cde) (см. Рифма); условно к сонету относят «английскую» рифмовку — abab cdcd efef gg (у У. Шекспира). Возник в 13 в. в Италии; особенно популярен в поэзии Возрождения, барокко, романтизма, отчасти символизма и модернизма. Образец — «Поэту» А. С. Пушкина. Цикл (поэма) из 15 архитектонически связанных сонетов называют «венком сонетов».
Эпиграмма - (греч. epigramma, букв. — надпись), короткое сатирическое стихотворение.
Внимает он привычным ухом
Свист;
Марает он единым духом
Лист;
Потом всему терзает свету
Слух;
Потом печатает — и в Лету
Бух! («История стихотворца» А.С.Пушкина)
Рондо - твердая форма, стихотворение в 15 строк с рифмовкой aabba, abbr, aabbar, где r — нерифмующийся рефрен, повторяющий первые слова 1-й строки. Популярно в поэзии барокко и рококо.
С чего начать? Толпою торопливой
К моей душе, так долго молчаливой,
Бегут стихи, как стадо резвых коз.
Опять плету венок любовных роз
Рукою верною и терпеливой.
Я не хвастун, но не скопец сонливый
И не боюсь обманчивых заноз;
Спрошу открыто, без манерных поз:
«С чего начать?»
Так я метался в жизни суетливой, —
Явились Вы — и я с мольбой стыдливой
Смотрю на стан, стройней озерных лоз,
И вижу ясно, как смешон вопрос.
Теперь я знаю, гордый и счастливый,
С чего начать. (Михаил Кузьмин)
Идиллия - поэтический жанр, изображение мирной добродетельной сельской жизни на фоне прекрасной природы.
Пастораль - жанр античной поэзии, изображавшей деревенскую мирную жизнь пастухов, рыбаков, земледельцев.
Мадригал - небольшое лирическое стихотворение, содержащее комплимент или лестную характеристику лица, к которому оно обращено (чаще всего - к женщине).
Нет, не черкешенка она:
Но в долы Грузии от века
Такая дева не сошла
С высот угрюмого Казбека.
Нет, не агат в глазах у ней:
Но все сокровища востока
Не стоят сладостных лучей
Ее полуденного ока. (А.С.Пушкин)
Романс - небольшое лирическое стихотворение напевного характера, преимущественно о любви.
Среди миров в мерцании светил
Одной звезды я повторяю имя…
Не потому, чтоб я Ее любил,
А потому, что мне темно с другими.
И если мне на сердце тяжело,
Я у Нее одной ищу ответа,
Не потому, что от Нее светло,
А потому, что с ней не надо света! («Моя звезда» из репертуара Александра Вертинского на слова И. Анненского)
Стансы - небольшое стихотворение из четырех стихов четырехстопного ямба с перекрестной рифмой; количество стихов колеблется от 4 до 12; это спокойное стихотворение, полное мысли.
Мгновенно пробежав умом
Всю цепь того, что прежде было,-
Я не жалею о былом:
Оно меня не усладило.
Как настоящее, оно
Страстями бурными облито
И вьюгой зла занесено,
Как снегом крест в степи забытый.
Ответа на любовь мою
Напрасно жаждал я душою,
И если о любви пою -
Она была моей мечтою.
Как метеор в вечерней мгле,
Она очам моим блеснула
И, бывши все мне на земле,
Как все земное, обманула. («Стансы» М. Лермонтова)
Гимн (греч. gymnos – хвала), торжественная песнь на стихи программного характера. Известны гимны государственные, революционные, религиозные, в честь исторических событий и т.д.
Домашнее задание: написать басню на школьную тему или о воспитании.
Так как у каждой басни должна быть мораль, то выберите какую-то народную мудрость на заданную тему. Потом попытайтесь продумать сценку, сюжет, чтобы образно представить мудрость (мораль). Басня пишется вольным ямбом (ямб - двустопный размер, ударение на чётные слоги). Что означает "вольный"? Число стоп в каждой строке непостоянно, может быть три, а может и шесть. Римфа обязательна, но строгой системы рифмовки нет. В баснях возможно употребление разговорной лексики.
Вот пример басни Ефремовой Анастасии и Оксаны Ефремовой на заданную тему (по пословице "У семи нянек - дитя без глаза"):
СЕМЬ НЯНЕК
Лягушка Лягушонка привела
К друзьям своим и присмотреть за ним просила,
Решив, что семь пар глаз – такая сила,
Что справится и с глупостью осла
И с резвостью кузнечика в её ребёнке милом…
Средь нянек сразу разгорелся спор,
Чем правильней занять дитя.
«Для счастья мне нужна еда», -
Прохрюкала Свинья.
Вступила Цапля в разговор:
«Не надо чипсов и конфет –
Они несут здоровью вред!
Зарядка для детей нужна!»
Медведь же против и рычит: «Ну да!
Покоя нет! Здоровый сон
Ребёнку нужен!» Возмущён
И расшумелся Воробей:
«Гулять на улицу скорей!»
Сова считает, что читать…
Слон – рисовать. А Обезьяна
Решила, что учиться рано,
А в салочки пора играть!
Ещё бы спорили, но тут
Лягушка-мама возвратилась
И, Лягушонка не найдя, дивилась,
Что стольких нянек обхитрил сей плут!
Мораль же нашей басни такова:
Чем больше нянек – меньше толку!
И та лишь нянька хороша,
Что делом занята и не болтает без умолку.
Write a comment