Как весело стихи свои вести
Под цифрами, в порядке, строй за строем,
Не позволять им в сторону брести,
Как войску, в пух рассыпанному боем!
Тут каждый слог замечен и в чести,
Тут каждый стих глядит себе героем,
А стихотворец... с кем же равен он?
Он Тамерлан иль сам Наполеон.
А.С.Пушкин
1. Начали занятие с разминки "Разновидности рифмы".
В зависимости от места ударения от конца строки:
Мужская рифма: смотрел - бел - мел; блестит - ракит.
Женская рифма: колос - волос - голос; бледнели - зеленели - ели.
Дактилическая: улыбаются - развеваются.
Гипердактилическая: обучающие - размещающие.
В зависимости от совпадения звуков в рифмующихся словах:
Точная рифма (совпадают все звуки после ударного гласного): убого - строго - много.
Богатая (опорная) рифма (совпадает согласный перед ударным гласным): морозы - розы; бледнели - зеленели.
Глубокая (совпадение в идущем перед ударным слоге): труды - руды, лебединой - единой.
Неточная рифма: кипел - купе; мелко - человеком.
Составная рифма: лазейка - попей-ка, помню я - семья; Невы - не вы; на грани я - мечтания.
2. Небольшой тренинг по определению стихотворных размеров.
3. Чтение стихов об осени Виктории Звоноревской, Адеми Мурзатовой (после редактирования мы поместим их на страничке сайта "Наши творения") и Сани Ефремовой.
4. Работа с кейсом "Строфы в классической поэзии. Какой строфой написано?"
Строфа - это группа стихов с определенным расположением рифм, обычно повторяющимся в других равных группах. В большинстве случаев строфа являет собой законченное синтаксическое целое. Наиболее распространенными видами строф в классической поэзии прошлого были: четверостишия, октавы, терцины.
Двустишие (дистих)
В море царевич купает коня;
Слышит: «Царевич, взгляни на меня!»
Фыркает конь и ушами прядёт,
Брызжет и плещет и дале плывёт. («Морская царевна» М.Ю. Лермонтова)
Терцины (терцеты) - трехстишные строфы с весьма оригинальным способом рифмовки. В них первый стих первой строфы рифмуется с третьим, второй стих первой строфы - с первым и третьим второй строфы, второй стих второй строфы - с первым и третьим третьей строфы и т.д. Заканчивались терцины дополнительным стихом, рифмующимся со вторым стихом последнего трехстишия.
Схема терцины:
аба
бвб
вгв
гдг
дед
и т.д.
В начале жизни школу помню я;
Там нас, детей беспечных, было много;
Неровная и резвая семья.
Смиренная, одетая убого,
Но видом величавая жена
Над школою надзор хранила строго. (А.С. Пушкин)
Четверостишие (катрен)
Способы рифмовки: перекрёстная абаб, парная или смежная аабб, кольцевая абба.
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом. (Ф.И.Тютчев)
Выткался на озере алый свет зари,
На бору со звонами плачут глухари.
Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.
Только мне не плачется - на душе светло. (С. Есенин)
Шуми, шуми с крутой вершины,
Не умолкай, поток седой!
Соединяй протяжный вой
С протяжным отзывом долины! (Е.Баратынский)
Пятистишие (квинтет)
абааб Чародейкою зимою
Околдован лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит. (Ф.И.Тютчев)
аббба «Золото, золото падает с неба!» -
Дети кричат и бегут за дождём.
«Полноте, дети, его мы сберём,
Только сберём золотистым зерном
В полных амбарах душистого хлеба!» (Майков)
аббаб
Хотя я судьбой на заре моих дней,
О южные горы, отторгнут от вас,
Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:
Как сладкую песню отчизны моей,
Люблю я Кавказ. («Кавказ» М.Ю. Лермонтова, последняя строка – рефрен)
Шестистишие (секстина)
ааббвв
В песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли.
Родник между ними из почвы бесплодной,
Журча, пробивался волною холодной,
Хранимый, под сенью зеленых листов,
От знойных лучей и летучих песков. («Три пальмы» М. Лермонтова)
абабвв
В избушке позднею порою
Славянка юная сидит.
Вдали багровой полосою
На небе зарево горит,
И люльку детскую качая,
Поет славянка молодая. («Баллада» М. Лермонтова)
аабввб
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись! (А.С.Пушкин)
Семистишие (септима)
аабвввб (дистих и пятистишие)
- Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина! (М.Ю.Лермонтов)
Восьмистишие (октава)
Два катрена с перекрёстной рифмой.
Смеясь жестоко над собратом,
Писаки русские толпой
Меня зовут аристократом:
Смотри, пожалуй, вздор какой!
Не офицер я, не асессор,
Я по кресту не дворянин,
Не академик, не профессор;
Я просто русский мещанин. («Моя родословная» А.С. Пушкина)
Первое четверостишие с перекрёстной рифмой, следующее – со смежной.
Источник страсти есть во мне
Великий и чудесный;
Песок серебряный на дне,
Поверхность лик небесный;
Но беспрестанно быстрый ток
Воротит и крутит песок,
И небо над водами
Одето облаками. («Поток» М. Лермонтова)
Основной вид октавы: секстина+двустишие
Четырёхстопный ямб мне надоел:
Им пишет всякий. Мальчикам в забаву
Пора б его оставить. Я хотел
Давным-давно приняться за октаву.
А в самом деле: я бы совладел
С тройным созвучием. Пущусь на славу!
Ведь рифмы запросто со мной живут;
Две придут сами, третью приведут. («Домик в Коломне» А.С.Пушкина)
Девятистишие (нона)
Катрен+пятистишии;, пятистишие+катрен; три терцета; октава+рефрен.
Отворите мне темницу,
Дайте мне сиянье дня,
Черноглазую девицу,
Черногривого коня.
Дайте раз по синю полю
Проскакать на том коне;
Дайте раз на жизнь и волю,
Как на чуждую мне долю,
Посмотреть поближе мне. («Желанье» Лермонтова)
Четырнадцатистишие
Сонет итальянский: 2 катрена, 2 терцета, размер – пяти- или шестистопный ямб.
Суровый Дант не презирал сонета;
В нем жар любви Петрарка изливал;
Игру его любил творец Макбета;
Им скорбну мысль Камоэнс облекал.
И в наши дни пленяет он поэта:
Вордсворт его орудием избрал,
Когда вдали от суетного света
Природы он рисует идеал.
Под сенью гор Тавриды отдаленной
Певец Литвы в размер его стесненный
Свои мечты мгновенно заключал.
У нас еще его не знали девы,
Как для него уж Дельвиг забывал
Гекзаметра священные напевы. («Сонет» А.С.Пушкина)
Сонет Шекспира: три катрена и двустишие-итог. Размер - пятистопный ямб.
Не соревнуюсь я с творцами од,
Которые раскрашенным богиням
В подарок преподносят небосвод
Со всей землей и океаном синим.
Пускай они для украшенья строф
Твердят в стихах, между собою споря,
О звездах неба, о венках цветов,
О драгоценностях земли и моря.
В любви и в слове — правда мой закон,
И я пишу, что милая прекрасна,
Как все, кто смертной матерью рожден,
А не как солнце или месяц ясный.
Я не хочу хвалить любовь мою, —
Я никому ее не продаю. (Шекспир, в переводе Маршака)
Онегинская строфа
Первый катрен – перекрёстная рифма, второй – смежная рифма, третий – кольцевая, в конце – двустишие. Размер – четырёхстопный ямб.
«Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.
Его пример другим наука;
Но, боже мой, какая скука
С больным сидеть и день и ночь,
Не отходя ни шагу прочь!
Какое низкое коварство
Полуживого забавлять,
Ему подушки поправлять,
Печально подносить лекарство,
Вздыхать и думать про себя:
Когда же черт возьмет тебя!» («Евгений Онегин» А. Пушкина)
5. Домашнее задание: выбрать вид строфы(любой, кроме катрена и четырнадцатистиший) и написать стихотворение на свободную тему (о том, что вас волнует в данный момент, или какая-то история с сюжетом).
Write a comment