Мурзатова Адеми в своём наброске эссе "Зачем хочу писать я?" рассказала о своих неудачных попытках писать рассказы и о том, что она пришла в наш кружок, чтобы научиться формулировать свои мысли, облекать их в образы и сюжеты. Главное достоинство наброска Адеми - искренность. Но она сама понимает, что этот набросок ещё очень далёк от художественного произведения.
"Для того чтобы произведение искусства было совершенно, нужно, чтобы то, что говорит художник, было совершенно ново и важно для всех людей, чтобы выражено оно было вполне красиво и чтобы художник говорил из внутренней потребности и потому говорил вполне правдиво," - писал в своей статье "Об искусстве" Лев Толстой. То есть истинное произведение искусства создаётся с учётом четырёх факторов - содержания, формы, задушевности и правдивости.
У тех, кто решил развивать писательские способности, возникает вопрос: с чего начать, от чего оттолкнуться. Наталья Гарбер, которая несколько лет ведёт Школу малой поэзии и прозы в Пушкинских горах, советует начать с дневниковых записей.
Что такое дневник? Это разговор с собой, монолог, рассчитанный на чтение в будущем. Для регулярно ведущего дневник он становится инструментом осознания себя и познания мира. Для творческого человека, писателя разрыв между внутренней и внешней жизнью всегда велик, поэтому дневник ему нужен для душевного равновесия. Это путешествие по "психологической местности" авторской картины мира, процесс создания "легенды этой местности", которая придаёт смысл, цели и структуру жизни автора.
Дневник для писателя - место накопления силы, собирания деталей и идей, из которых потом складывается вещь.
Существует несколько типов дневников (эстравертные, интровертные, амбровертные и дневники переломного периода).
Экстравертный дневник ведут люди, вовлечённые в активные события (политические и социальные). Предметом изображения становятся внешние события жизни человека (семья, путешествия, война, общественная, служебная, научная и познавательная деятельность). Это записки путешественника по жизни.
Интровертный дневник описывает внутренние события авторского сознания. Внешние события являются лишь пищей для размышлений.
Амбровертный дневник ведут люди, которые обращаются то внутрь себя с размышлениями, то к миру - с действиями. Такой дневник вёл, например, Лев Толстой.
Дневник переломного периода заводят при ощущении несовпадения с окружающим миром, чтобы освободиться от гнетущего переживания, подвести итоги, перейти к новому этапу жизни. В литературе примером могут быть "Записки сумасшедшего" Гоголя, "Записки из подполья" Достоевского.
Для творческого человека дневники становятся тренингом по достижению состояния "потока" сознания. Что это такое? Состояние потока возникает, когда человек занимается делом, цели его ясны, есть адекватная (соответствующая ожиданиям) обратная связь, уровень сложности соответствует уровню мастерства, внимание концентрируется и целиком обращается на то. что человек делает. Человеку в потоке требуется вся его психическая энергия, он полностью сосредоточен. Рефлексия прекращается, человек чувствует себя сильным. Чувство времени искажено: часы летят. как минуты. Ощущение потока стимулирует стремление учиться, осваивать новые умения и ставить более сложные задачи.
Почему из творческих детей вырастают нетворческие взрослые? Старение творческого начала связано с сужением горизонта. А виноват в этом "внутренний редактор", которого формируют родители в процессе воспитания, и тот, которого в процессе выживания в этом мире мы наращиваем себе сами.
Домашнее задание: сделать начальную дневниковую запись по алгоритму работы с "внутренним редактором".
1. Возьмите героя, который вам мешает или почему-то не даётся. Героем может быть человек, образ, тема, проблема – что угодно, хоть занавеска на окне или воспоминание. Поставьте героя перед собой и позвольте ему действовать. Не предписывайте ему ничего – вы всего лишь стенографистка, ваше дело – записать, что будет.
2. Отключите все свои соображения и войдите в транс: пишите всё, что пойдёт. Просто водите ручкой по бумаге или жмите на кнопки компьютера. Качество не важно, важно, чтобы из вас вылилось всё, что пойдёт.
- Если герой – редактор, который орёт, что все ваши записки – мусор, пишите, что он орёт. Записывайте за героем всё, что он хочет сказать. Пристройтесь к его дыханию и пишите в ритме его дыхания, всё-всё-всё, что идёт. Качество и стиль не важны – лепите, что идёт.
- Когда он выговорится, запишите всё, что хотите сказать вы. Качество опять не важно – просто пишите всё, что придёт.
- Если вас что-то будет останавливать – соображения «внутреннего редактор» или что-то ещё, просто пишите об этом. Дайте выговориться всем своим субличностям через себя – у них нет другого канала. И вам станет легче, и им.
3. Если во время записей вас повлечёт в другую сторону от героя или выбранной темы – влекитесь. Оглядите всё, на что вас потянет. Дышите и пишите до упора, пока не возникнет ощущение полного освобождения, опустошения и, возможно, даже удовлетворения. Вылейте всё до капли.
4. Редактура:
- отложите текст на день;
- возьмите текст через день и просто сведите получившуюся кашу в формат «введение (проблема) – основная мысль – заключение (вывод)». Ваше дело – чтобы читатель просто понял, о чём вы (введение), что хотите сказать (основная мысль) и к чему ведёте (заключение);
- будьте безыскусны и понятны, стремитесь просто донести мысли и чувства, никаких красот;
- если какие-то куски текста окажутся неважными, лишними, переставшими быть актуальными или просто не отражающими главную мысль – режьте их спокойно. Хороший текст – это исходный, сокращённый втрое. Отличный текст – это исходный, сокращённый впятеро. Режьте всё, что не работает на главную мысль;
- прочтите то, что вышло и откорректируйте текст (орфография, пунктуация, стиль) до уровня приличий;
- остановитесь, сохраните файл и отошлите текст (работу можно выслать до следующей субботы на e-mail руководителя кружка, не обязательно в печатном виде, можно фото рукописи);
- если вы правите текст в третий раз, значит вы утеряли главную мысль. Вернитесь к задаче «свести кашу в формат» и исполните все шаги редактуры снова.
5. Когда вы почувствуете, что начинаете усердием «портить холст», остановитесь. Это Ваш текст, какой уж есть. Совершенство недостижимо, нервная чесотка нам не нужна.
(По книге Натальи Гарбер «Как писать в XXI веке?»)
Write a comment